Кризис на выездном туристском рынке отразился и на системе образования. Новосибирские вузы, готовящие специалистов по туризму, заявляют о падении интереса к специальности со стороны абитуриентов. Эксперты туррынка со своей стороны заявляют, что наличие профильного образования не является решающим аргументом при выборе сотрудника. Что сегодня представляет собой выпускник, изучавший азы туризма, и на какую работу он может рассчитывать, разбирался корреспондент STI.
По словам представителей вузов, обучение туризму и гостиничному делу всегда было преимущественно платным. «Обучение стоит дорого, порядка 80-ти тысяч рублей, при этом мы отмечаем достаточно высокий спрос. К примеру, в этом году выделили всего 8 бюджетных мест. И на эти 8 бюджетных мест подали 68 заявлений», - поделилась с STI Марина Артамонова, заведующая кафедрой туризма гостиничного и курортного дела НГУЭиУ. Впрочем, по словам эксперта, количество заявлений, как правило, в несколько раз превышает число абитуриентов, реально планирующих поступать в вуз. «В прошлом году у нас было 65 заявлений, но в итоге пришли учиться только 15 человек», - прокомментировала Марина Артамонова. «Года два-три назад был провал по числу абитуриентов, - отмечает Татьяна Чернышёва, доцент кафедры экономики сервиса НГТУ. - На сервис набрали, а на туризм не очень большой набор был. За прошедшие годы поток восстановился, хотя и не в полной мере. Кризис всё-таки продолжается». Изменения в спросе есть, соглашается с коллегой Лидия Комарова, доцент кафедры мировой экономика и туризма СГУПС. По мнению собеседницы STI, особый интерес к туризму, который был раньше, исчез, так как многие ещё школьниками начали выезжать за границу с родителями и поняли, что туризм – это не только путешествия, но и трудоёмкая, сложная работая, требующая многих знаний и терпения. «На первом курсе студенты пишут эссе «Почему я выбрал эту специальность». Многие связывают свой выбор с желанием путешествовать, то есть романтическое начало всё-таки присутствует», - говорит Лидия Комарова. «Идут потому, что нравится организация досуга и отпуска для людей. Есть, конечно, у некоторых наивное представление, что они будут, работая в сфере путешествий, и сами постоянно путешествовать», - добавляет Татьяна Чернышёва.
Основным преимуществом учебной программы преподаватели считают увеличение количества практических занятий. «Мы предлагаем зарубежные практики. Наша задача научить общаться с зарубежными партнёрами и по въездному, и по выездному направлению. Практика начинается с первого курса. Студенты едут в Турцию или на Алтай с полным погружением в профессию. На втором курсе мы предлагаем Грецию. Сегодня 23% лекций читают практики, то есть те, кто непосредственно работают в туризме», - поделилась с STI Марина Артамонова. Для студентов достаточно часто проводятся практические занятия на базе турфирм. Лекции ведут представители Роспотребнадзора и туроператорских компаний. Единственный минус, считает Марина Артамонова, у студентов нет допуска к системам электронного бронирования. «Если бы были какие-то демоверсии, мы бы, конечно, обучали студентов. Но, к сожалению, это невозможно. Что касается страноведения туристских направлений, то у нас установлена программа «Мастертур». Есть демо-версия 1С. Такие вещи мы стараемся давать студентам», - отметила Марина Артамонова. Важность практических занятий в обучении подтверждает Лидия Комарова: «В прошлом году СГУПС заключил договор с ООО «Сибирь ЭКСПО» и организовал на его базе филиал кафедры. В рамках этого договора 22 студента были волонтёрами на Главной Ёлке Сибири. Студенты помогали детям, участвовали в мастер-классах».
Участие турбизнеса в процессе подготовки специалистов важно, соглашается Татьяна Чернышёва. Задача учебной программы – позволить студентам поработать с клиентами уже в процессе учёбы: «У нас много лет студенты ездят в Петербург в Царское село в школу гостиничного и туристического мастерства. Там на практике изучают современные технологии. В этом году целая группа отправилась в Сочи в Radisson Blu Resort. Ездят и в рекламные дни». За будущее своих выпускников Татьяна Чернышёва спокойна: «Выпускники трудоустраиваются, и многие работают в ведущих туристических компаниях».
При этом преподаватели отмечают, что около 85% работодателей интересуют, прежде всего, личные качества выпускников: ответственность, коммуникабельность, исполнительность. Во вторую очередь – владение компьютером и кругозор, и только в третью – теоретические знания. «На красный диплом и имидж вуза работодатели не обращают внимания. В первую очередь мы должны формировать личность, способность студента учиться, когда он начнёт профессиональную деятельность. Процент трудоустройства после выпуска составляет примерно 10-20%, так как не все идут работать по специальности. Заказов от турфирм у нас нет, но зная, что у нас качественная подготовка, к нам обращаются, чтобы мы порекомендовали выпускника», - говорит Лидия Комарова.
Представители турбизнеса также заявляют, что для них на первом плане – умение выпускника учиться и личностные качества. «Когда приходит специалист, не подходящий по личностным категориям, то и знания, которые он получил, не так важны», - комментирует Наталья Куцевол, директор турфирмы «Африка». Часто абитуриенты вообще не понимают, куда поступают, добавляет Галина Машукова, руководитель отправляющего офиса «Тез Тур» в Новосибирске. В целом эксперт удовлетворительно оценивает уровень подготовки выпускников, но отмечает, что вузам следовало бы больше внимания уделять специализации: «Наше образование в России даёт широкий спектр знаний, но хотелось бы с 3 или 4 курса вводить какие-то специализации». По словам собеседницы STI, встречаются выпускники, которые плохо знают географию. «Раз на раз не приходится. Я даже не знаю, от чего это зависит. Может, даже не от вуза, но учебные программы оставляют желать лучшего. Мне кажется, отраслевое образование потеряло свою актуальность, так как в нашей отрасли могут работать не только люди туристических специальностей», - констатирует эксперт. В результате, по словам Натальи Куцевол, в турфирму приходит специалист, которого должны обслуживать руководитель, наставник и сисадмин. «По уровню подготовки студентов я бы выделили три вуза: СГУПС я бы поставила на 1-е место, на 2-е - НГТУ, и на 3-е – НГУЭиУ», - оглашает свой рейтинг эксперт.