В то время как Индия продолжает оставаться одним из самых востребованных направлений для зимнего пляжного отдыха российских путешественников, туристы из этой страны начинают все активнее интересоваться поездками в Россию. Review выяснил, с какими направлениями Индия конкурирует на выездном рынке и какую роль играют индийские путешественники для российского туристического бизнеса.
За первые девять месяцев 2019 года в Индию с туристическими целями отправились 73,1 тыс. россиян — эта страна заняла 31-е место в рейтинге направлений для зарубежных путешествий, свидетельствуют данные Погранслужбы ФСБ. Статистически турпоток немного сократился: за аналогичный период 2018-го в Индию съездили 89,4 тыс. россиян. Но падение, по всей видимости, произошло в основном за счет самостоятельных туристов. Для организованных гостей направление продолжает оставаться одним из наиболее востребованных. Так, онлайн-сервис Travelata.ru называет Индию четвертым по популярности зимним направлением: в 2019 году она сформировала 10% продаж против 9% годом ранее. Организованные путешественники предпочитают морские курорты Гоа: 83% гостей выбирают северную часть штата, 16% — южную и только 1% — центральную. Гендиректор Travelata.ru Алексей Зарецкий называет Индию ключевым конкурентом Таиланда: «У направления много плюсов: перелет короче, а цены значительно ниже, в предновогодний период улететь на индийские курорты можно было дешево».
Стоимость отдыха в стране действительно снизилась: если прошлой зимой, согласно оценкам сервиса, организованные туристы в среднем тратили на приобретение пакета 75,4 тыс. руб., то в этом году показатель сократился до 68,3 тыс. руб. Одним из дополнительных привлекательных факторов для путешественников стало снижение стоимости визы. Если год назад однократный въезд в Индию стоил $60, то теперь $10, если поездка совершается с апреля по июнь, и $25 — с июля по март.
Господин Зарецкий рассказывает, что в Индию чаще всего едут пары и реже — семьи с детьми. Посещающих страну путешественников эксперт разделяет на две условные категории: первые — люди, которые хорошо знают, зачем они едут и что получат в плане развлечений и комфорта, вторые — те, кто еще не был в этой части света, но активно интересуется всем новым и планирует провести отпуск в теплой стране.
Большая категория поклонников у Индии есть и среди тех российских туристов, которые предпочитают организовывать свой отдых самостоятельно — это люди, уезжающие в теплые страны на зимний период. Согласно оценкам Tutu.ru, на долю Индии приходится 3,1% авиабилетов, где между датой вылета и возвращения проходит три недели и более. В общем числе проданных перелетов из России в Индию доля длительных поездок оценивается в 28,2%, то есть каждый третий отпуск в стране можно считать зимовкой. Аналитики Tutu.ru уточняют, что чаще всего такие путешественники из России отправляются в Дели, Тируванантапурам, Бангалор, Ахмадабад, Гоа, Ченнаи, Мумбай и Кочин. В 2020 году они потратят на перелет в среднем по 37,5 тыс. руб.
Еще активнее в Индии развивается въездной туризм. За первые девять месяцев 2019 года из Индии в Россию с туристическими целями приехали 63,7 тыс. человек, это около 1,5% всего въездного турпотока, свидетельствуют данные Погранслужбы ФСБ. Хотя абсолютная цифра не очень велика, Индия считается одним из наиболее растущих рынков въездного туризма для России: за январь—сентябрь туристический поток из страны увеличился на 47,8% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го. Это более чем в два раза превосходит показатель общего увеличения въездного турпотока — 20,5%, благодаря которому Индия заняла 11-е место среди стран, из которых путешественники приезжают в Россию.
Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин рассказывает, что благодаря постоянному росту интереса многие работающие на въездном рынке туроператоры рассматривают Индию как альтернативу Китаю, откуда только за первые девять месяцев прошлого года в РФ приехали почти 1,3 млн человек. «Китайские туристы предъявляют очень специфические требования по еде, размещению и программе — работать с ними непросто, и многие компании от них устали»,— объясняет он. Господин Ромашкин добавляет, что индийские гости, как правило, намного более европеизированы и открыты к новым культурам: «И практически все они, в отличие от путешественников из Китая, хорошо говорят по-английски».
Программа индийских туристов не отличается от предпочтений гостей из других стран: по словам господина Ромашкина, Россия имеет довольно ограниченное число раскрученных туристических брендов и 90% интуристов ограничиваются посещением Москвы и Санкт-Петербурга.
Процедура выдачи туристических виз для посещения России гражданами Индии пока довольно трудоемка: им в обязательном порядке приходится делать приглашение для въезда в страну. Возможность получить электронную визу пока доступна лишь для посещения непопулярных у интуристов регионов России: Дальнего Востока, Калининградской области, Забайкальского края и Бурятии. С 2021 года электронная виза должна начать действовать для поездок по всей России. Представители туристического рынка при этом не раз высказывались о перспективах введения для организованных групп индийских туристов безвизового режима по аналогии с тем, который уже долгое время работает для китайских туристов. Достичь принципиальной договоренности об этом пока не удалось.
Александра Мерцалова
Фото: Mantaphoto / Getty Images