В Севилье в ноябре прошел V Всемирный саммит Ассоциаций туристических агентств, организованный Испанской федерацией туристических агентств (CEAV). В нем принял участие и представитель АТОР. О главных тезисах обсуждения на форуме – в материале АТОР.
В форуме, который проходит каждые два года в разных городах Испании, приняли участие руководители 150 ассоциаций туристических агентств из более чем 60 стран мира .
Они обсудили волнующие сегодня отрасль темы – от бизнес-прогнозов и взаимоотношений с системами глобальных авиаперевозок до использования блокчейна и искусственного интеллекта в туризме.
Рафаэль Гальего, президент Испанской Конфедерации туристических агентств (CEAV), обратил особое внимание на то, что сегодня организация поездок туристов турагентствами важна в плане защиты их прав и интересов, так как такие путешествия (турпакеты) защищены финансовыми гарантиями так или иначе во всех странах.
«Туристическое агентство является посредником, который обеспечивает пользователю большую безопасность при организации поездки, и это делает его «лучшим выбором для хорошо организованного и защищенного отпуска». Любая защита исчезает, когда обмен услугами происходит между частными лицами, поэтому всегда будет безопаснее приобрести пакет услуг в агентстве, чем бронировать жилье в Интернете», – отметил он.
Каждый год европейцы совершают около 120 миллионов поездок в год, в том числе множество услуг приобретается в Интернете, поэтому эксперты в ЕС рекомендуют путешественникам быть очень осторожными при приобретении такого рода услуг, особенно в сфере аренды жилья, где все больше случаев мошенничества.
Безусловно, не могли обойти представители туротрасли тему недавнего краха туристического гиганта Thomas Cook и защиты прав туриста.
В этой связи президент Европейской Ассоциации туристических агентов и туроператоров (ECTAA) Павел Невядомски, указав, что туристическая отрасль вынесла важные уроки из краха одного крупного оператора, пояснил, что новые изменения в европейском законодательстве, которые вступят в силу в июле 2020 года, позволят лучше и эффективнее защищать пользователей туристических услуг от банкротства туроператоров и авиакомпаний.
Европейский опыт, по мнению участников форума, может быть интегрирован и в рамках национального законодательства других стран.
В ходе форума в Севилье рядом участников были отмечены сложности, которые сегодня все больше возникают в работе тревел-агентств, IATA и авиакомпаний, которые переходят на протокол NDC. Сессия, посвященная этому вопросу, выдалась дискуссионной.
Рикардо Акоста, президент перуанской ассоциации турагентов APAVIT, указал, что в Перу агентствам дается шесть дней для оплаты авиабилетов, в то время как авиакомпании платят в срок 30 или 60 дней, и по этой причине все больше агентств перестают быть членами IATA и покупают через консолидаторов.
С другой стороны, он напомнил, что «самой большой угрозой для туристических агентств являются авиакомпании, потому что они конкурируют с нами: есть некоторые, которые уже продают туристические пакеты». Он призвал авиакомпании учитывать, что туристические агентства являются не их конкурентами, а напротив – их самыми дешевыми сотрудниками.
Судя по всему, многие авиакомпании разделяют это мнение. Так, Виллиан Кавендиш, вице-президент по дистрибуции Emirates, сообщил, что несмотря на то, что авиакомпания активно продает через протокол NDC, сейчас 65% продаж Emirates генерируются туристическими агентствами.
Может ли технология блокчейн революционизировать туристический сектор? Иван Гутьеррес, старший исследователь компании Tecnalia, подробно ответил на этот вопрос. Наиболее точный ответ заключается в том, что это технология с большим потенциалом, но для ее успеха нужно надежно защитить данные пользователей.
Г-н Гутьеррес напомнил, что технология blockchain сама по себе является «журналом цифровых транзакций и событий», а не базой данных, потому что сама по себе она не хранит информацию.
Это запись транзакции, у которой есть эмитент и получатель, и что более важно, это децентрализованная и в то же время неизменяемая («вечная») запись данных. А это, в свою очередь, идет вразрез с политикой регулирования защиты персональных данных в большинстве стран мира, где для обеспечения конфиденциальности требуется:
а) знать в любой момент, где находятся данные пользователя, и
б) соблюдать «право на забвение».
И первое, и второе из-за особенностей технологии блокчейна выполнить невозможно, и для внедрения блокчейна в любом бизнесе, в том числе и в туризме, нужно будет создать новое регулирование, адаптированное к его характеристикам.
Что касается потенциала технологии блокчейна в туристическом секторе, то он оценивается как очень большой: блокчейн позволяет «полную прослеживаемость» всех этапов транзакции (цепочки оказания услуг). Таким образом, в области платежей блокчейн может уменьшить уровень неплатежей и мошенничества.
Блокчейн предлагает и «уникальную идентичность» для каждой записи: таким образом, клиент не будет «номером», а будет иметь «цифровую личность», за которой можно следить на протяжении всей поездки, что облегчит предоставление персонализированного обслуживания и лояльности.
А вот что касается биткойна – платежного средства на основе блокчейна – то перспективы его в отрасли туманны. Хотя есть уже агентства, которые успешно принимают платежи в криптовалюте, ряд экспериментов в этой области провалился: и австралийский туристический портал webjet.com.au, и такой гигант, как Expedia, в конечном итоге отступились от замыслов использовать биткойн и криптовалюты в расчетах.
Президент Федерации ассоциаций путешествий АСЕАН (FATA) Мигкван Метмоули, представляющей более 15 000 туристических операторов и агентств в 10 странах Азии, высказал мнение о современной роли турагента в мире, призвав конвертировать консультацию турагента в добавленную ценность, за которую будут платить потребители в мире глобального онлайна.
С ним согласился глава Всемирного альянса ассоциаций тревел-агентов (WTAAA) Марк Мидер (председатель американской ассоциации ASTA). Г-н Мидер подчеркнул, что профессия турагента не умирает, а видоизменяется, в связи с чем ASTA изменила значение своего акронима, заменив слово «агенты» (agency) на термин «консультанты» (adviser).
Он также указал, что сектор тревел-агентств в США в 2018 году выставил счетов своим клиентам на 93 млрд долларов – и это подтверждает востребованность профессии турагента. Тем более, отметил он, вопреки мифам, в американской практике все больше и больше представителей поколения миллениалов обращаются к агентам «в поисках экспертизы, добавленной ценности и персонализации своего отдыха».
При этом председатель ASTA отметил, что индустрия тревел-консультантов сейчас сама остро нуждается в омоложении: все больше экспертов уходят на пенсию, в связи с чем в ASTA разрабатывают стратегию привлечения талантов из других отраслей. «Есть множество предприимчивых и очень активных людей в социальных сетях, у которых есть будущее в организованном турбизнесе», – подчеркнул он.
«Всемирный саммит Ассоциаций туристических агентств» является площадкой для дискуссий с целью анализа новых подходов к пониманию развития туризма в агентстком секторе. Мы общими усилиями ищем новые пути развития турагентствого бизнеса – путем обмена опытом между участниками с целью поиска инноваций и повышения конкурентоспособности в секторе, поиска решений общих проблем и выявления проблем будущих», – объясняет Рафаэль Гальего, президент CEAV.
Напомним, что саммит в Севилье организован Испанской Конфедерации туристических агентств (CEAV) совместно с туристической администрацией и муниципалитетом г. Севилья, и поддержан такими известными отраслевыми объединениями, как ECTAA (Европейская Ассоциация туристических агентов и туроператоров) и WTAAA (Всемирный Альянс Ассоциаций туристических компаний). Этот международный форум лидеров туризма Испания принимает уже пятый раз. Дирекция АТОР выражает благодарность отделу туризма посольства Испании в Москве (TURESPAÑA) за помощь в организации поездки на форум.
Фото: Вестник АТОР