Титульный лист к альбому рисунков известного пейзажиста и мариниста А.П.Боголюбова восстановили реставраторы ГМЗ «Павловск»

Реставраторы музея-заповедника «Павловск» восстановили титульный лист к альбому рисунков известного пейзажиста и мариниста Алексея Петровича Боголюбова.

Наши мастера устранили загрязнения, изломы, расслоение картона и разрывы на краях листа, а также восполнили утраты по нижнему краю.

Первыми отреставрированный титульный лист увидели жители Петрозаводска, где начинала свой путь передвижная выставка «По России в свите Наследника…», посвященная 200-летию художника.

Сейчас лист и рисунки направляются в Нижний Новгород, где с 28 июня по 25 августа будут представлены публике в Нижегородском государственном художественном музее.

******

Сочетание в творчестве Алексея Боголюбова двух направлений, одного, связанного с традициями Академии художеств, и другого — с реализмом и пленэром, заставляет сопоставить его творчество в какой-то мере с такой же двойственностью искусства В. Д. Поленова. (Федоров-Давыдов А.А.)

Алексей Петрович Боголюбов — «моряк-художник», как он сам себя назвал, — это целая эпоха в русской живописи.
Алексей Петрович не только маринист, которого можно поставить в один ряд с лучшими европейскими мастерами этого жанра.
Не только прекрасный баталист — моряк по профессии, он досконально знал корабли, не допуская дилетантских просчётов ради внешних эффектов при изображении мачт и парусов. Он ещё и замечательный пейзажист, в совершенстве знающий русскую природу — едва ли не им первым берега Волги были воспроизведены на самом высоком художественном уровне. Равно как и многие береговые местности Финляндии и Финского залива, Каспийского и Чёрного морей.

Всю жизнь он совершенствовал свое мастерство, целеустремленно и вдумчиво работал, не позволяя себе ни на минуту расслабиться, — и оставил очень интересное художественное наследие. Кроме того, много сил и все свое весьма значительное состояние отдал делу развития русской художественной школы. В среде русских художников пользовался глубочайшим уважением.

wKA02ZYKqqc.jpg

Алексей Петрович Боголюбов родился 16 марта в 1824 году в селе Померанье, бывшей Новгородской губернии, в семье полковника Петра Гавриловича Боголюбова, ветерана Отечественной войны 1812 года и Феклы Александровны Радищевой, дочери известного русского революционера-демократа XVIII века А. Н. Радищева. Рано лишился отца, который умер в 1830 году от последствий тяжелого ранения, полученного во время Отечественной войны 1812 года.
Мать Боголюбова, Фекла Александровна, окончила Смольный и, будучи сиротою, после выпуска осталась при институте пенсионеркою, а потом классною дамою.
«Торре Дель Греко.» 1895 год, Частное собрание

000418.jpg

Увлечение рисованием проявилось у мальчика в раннем детстве, и в 1832 году Алексей Боголюбов был отдан в Александровский малолетний корпус, откуда в 1834 году его перевели в Морской кадетский корпус, который он окончил в звании мичмана в 1841 году. Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова.
«Захват Катером Меркурий Шведского Фрегата Венус 21 Мая 1789 Года.» 1845 год, Центральный военно-морской музей.

000181.jpg

Ещё будучи кадетом, Боголюбов начал серьёзно заниматься живописью. С годами любовь к искусству у молодого моряка возрастала, чему в значительной степени способствовали продолжительные заграничные плавания, дававшие богатый материал впечатлительному молодому художнику.
«Храм Василия Блаженного». Холст масло, Частное собрание

000443.jpg

Так, в 1847 году, будучи в качестве лейтенанта на фрегате «Камчатка», он побывал в Лондоне, где впервые увидел пейзажи Тернера с их приподнятым настроением, с гармоничной красочностью, со стремительно летящими облаками и бурлящей водой. «Гармония красок навсегда запала в мою душу», — пишет Боголюбов в своих «Записках моряка-художника», упоминая о Тернере.
«Захват Катером Меркурий Шведского Фрегата Венус 21 Мая 1789 Года.», 1851 год Центральный военно-морской музей.

000182.jpg

В том же 1847 году произошла знаковая встреча Алексея Боголюбова с Карлом Брюлловым. Мэтр с большим интересом отнёсся к показанным ему произведениям,и высоко оценил мастерство Боголюбова. Увидев этюды, исполненные молодым художником с натуры, Брюллов сказал: «Эге, да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а главное, рисуйте построже». Этот отзыв великого русского художника очень вдохновил Боголюбова, и он с еще большей энергией и увлечением посвятил себя изобразительному искусству.
«Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери (Франция)», Около 1859 года, Холст, масло 121 х 189, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

25c91f4558267c.jpg

В 1848 году Боголюбову посчастливилось посетить музеи Амстердама, Гарлема и Роттердама, где он познакомился с современной европейской школой живописи. Представление о живописных работах Боголюбова этого периода дает его картина «Пароход-фрегат «Камчатка» (1848, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург), написанная в большей степени подражательно и под влиянием работ Айвазовского, находившегося тогда в зените славы.
«Пароход-фрегат «Камчатка» 1848 год, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

001060001.jpg

В 1849 году был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадейру президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.
«Таллинская Гавань.» 1853 год, Центральный военно-морской музей, С-Петербург

000417.jpg

Впоследствии герцог получил у Николая I разрешение принять Алексея Боголюбова в Императорскую Академию художеств с оставлением его во флоте, ибо художник не имел других средств к существованию, кроме тех, что давала ему морская служба.
«Петербург при закате солнца». холст масло, Частное собрание

15c91f38822204.jpg

Осенью 1951 года Алексей Боголюбов поступил в Императорскую Академию художеств. Своим художественным образованием он был обязан М. Н. Воробьёву и Б. П. Виллевальде, хотя они и не оказали на него столь сильного влияния, какое оказал известный художник-маринист, И. К. Айвазовский, хотя он и не был профессором Академии художеств, но с которым молодой художник познакомился ещё до поступления в Академию.
«Катание На Неве.» 1854 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва

000197.jpg

Во время обучения в Академии Алексей Боголюбов обратил на себя внимание двумя видами Кронштадтской гавани и картиной «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г.».
«Кронштадт.» 1851 год, Частное собрание

000212.jpg

В 1852 году Боголюбов получил золотую медаль 2 степени за три картины: «Вид Смольного монастыря с Охты», «Бой брига „Меркурия“ с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие его Императорского величества герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона».
«Вид Смольного монастыря с Большой Охты». Государственный Русский музей, С-Петербург

55c91f88ec9728.jpg

В 1853 году за три вида Ревеля, исполненных по программе, и за «Вид С.-Петербурга от взморья» Алексей Боголюбов получил Большую золотую медаль, дававшую выпускникам Академии право на заграничную командировку.
«Закат на берегу моря.» Холст, масло, Частное собрание

32c0be8859fa.jpg

В этом же году Боголюбов закончил Академию с золотой медалью 1-го достоинства и аттестатом 1-й степени на звание классного художника. «Кронштадтский Рейд С Кораблями Вечером.» 1855 год, Частное собрание

000215.jpg

К столетию Морского корпуса Боголюбов создал одну из первых своих баталий — «Афонское сражение 19 июля 1807 года». Начавшаяся в 1853 году Крымская война дала ему новый материал. Боголюбов издает «Альбом подвигов Черноморского флота в 1853 и в 1854 гг.» и получает заказ от Николая I: исполнить семь больших картин из истории Крымской войны. Несмотря на военные действия, Боголюбова, офицера флота, выпускают в отставку и сразу же назначают художником Главного морского штаба.
«Афонское сражение 19 июня 1807 года.» 1853 год, Центральный военно-морской музей, С-Петербург

0e66b8fb6c5b.jpg

«Обстрел Пароходом Прут Турецкой Крепости Силистрия На Дунае 1854 Года.» 1856 год, Центральный военно-морской музей, С-Петербург

000295.jpg

«Бой 44-Пушечного Фрегата Флора С Тремя Турецкими Пароходами У Мыса Пицунда 9 Ноября 1853 Года.» 1854 год, Центральный военно-морской музей, С-Петербург

0000375c9200d80c3c9.jpg

В конце апреля 1854 года Алексей Боголюбов отправился за границу. Путь его лежал через Берлин в Дрезден, а затем Брюссель и Антверпен. Здесь он подробно знакомился с живописью Рубенса и Ван-Дейка и усердно занимался натурными зарисовками кораблей, имея в — виду царский заказ.
«Взморье.» 1854 год, Частное собрание

000091.jpg

Вскоре Боголюбов переехал в Швейцарию, где пользовался советами известного пейзажиста Калама, много путешествовал.
«Антверпен.» 1854 год, Государственный Русский музей

0010600015c9203e3bc1d6.jpg

«Голландия. Отлив В Схевенингене». 1854 год, Частное собрание

000145.jpg

Из Швейцарии Боголюбов отправился в Италию, где, переезжая из города в город, с большим прилежанием зарисовывал всевозможные колонны, капители карнизы дворцов и зданий, морские пейзажи.
«Рим.» 1855 год, холст, масло, Частное собрание.

000379.jpg

Таким образом, доехав до Рима, где уже были его товарищи: Сорокин, Железнов, Максугов, Лагорио, Чернышев, Бронников, Давыдов, Кабанов и целый ряд других русских художников, Алексей Боголюбов обосновался там.
«Морской Берег», 1955 год, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Казань

000260.jpg

Весной 1855 года Боголюбов вместе с товарищами по Академии ездил на этюды в Неаполь, Террачино, Палермо, Мессину, Сорренто и через Капри возвратился с ними в Рим. Результатом этого путешествия были картины: «Римская ночь», «Бурный вид о-ва Капри», «Вечер в Неаполе» и другие.
«Берег близ Сорренто.» 1855 год, Тульский музей изобразительных искусств, Тула.

13749.jpg

«Неаполитанский залив»,1955 год, Частное собрание

28e83d3ce216.jpg

Позднее в Женеве Алексей Боголюбов пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изабэ; в течение двух лет учился у Андреаса Ахенбаха.
«Зима в Париже», Холст, масло, Государственный художественный музей имени А. Н. Радищева, Саратов

225c920d3ccb417.jpg

В 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе, с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем.
«Золотой рог в Константинополе» 1864 год, Холст, масло 50 х 78, Государственная Третьяковская галерея
Москва

135c920ccbd341b.jpg

В конце 1860 года Алексей Петрович Боголюбов возвратился из заграничной командировки с большим количеством картин и массой необычно свежих и интересных этюдов. И когда Академия художеств устроила выставку этих работ, то стало ясно, что Боголюбов не только ученик Воробьева и не только подражатель Айвазовского, каким был шесть лет назад, а своеобразный, интересный и большой мастер, какого Россия еще не знала.
«Сорренто». 1855 год, Государственный Русский музей, С-Петербург

wKA02ZYKqqc5c920e8824230.jpg

По возвращении на родину Боголюбов получил звание академика, а в 1860 году Академией художеств Боголюбову было присвоено звание профессора и объявлена благодарность Совета, «так как, — говорилось в постановлении Совета, — до того времени ни один из пенсионеров Академии при возвращении в Россию не привозил такого большого количества отличных этюдов и картин, доказывающих, кроме таланта, особенные труды и старание совершенствоваться».
«Берег в Онфлере. Знойный день». Холст, масло, Государственный художественный музей имени А. Н. Радищева
Саратов

195c920f6287578.jpg

Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные российским императором, в особенности «Синоп» и «Кермес в Амстердаме». Император Александр II поручил Боголюбову написать в картинах историю флота Петра Великого.
«Выход Из Реки Тахо Фрегата Илья Муромец На Буксире Пароходофрегата Камчатка.» 1860-е годы, Центральный военно-морской музей

000133.jpg

В 1863 году Боголюбов совершил поездку по Волге и повторную, правда непродолжительную, в 1869 году. Результатом этих поездок явился ряд больших картин: «Вид Казани в разлив», «Нижний Новгород с колокольного базара», «Ипатьевский монастырь» н другие, а также огромное количество рисунков.
«Ипатьевский монастырь близ Костромы». 1863 год, Холст, масло 55 х 90, Государственная Третьяковская галерея
Москва

125c9211584ea63.jpg

«Нижний Новгород. Нижний базар». Ярославский художественный музей, Ярославль

c2a0d61ac064.jpg

В 1863 году Боголюбов побывал также на Дону и в Крыму. Вернувшись в Петербург, Боголюбов закончил работу над альбомами путешествия и в марте 1864 года представил наследнику 250 рисунков и 25 этюдов.
«Крестный ход в Ярославле». Частное собрание

c00bf69d1775.jpg

Вторую половину 60-х годов Боголюбов провел в беспрерывных странствиях: 1866 год — путешествие по России, затем — Дюссельдорф, Дания. 1868 год — снова Петербург.
«Зима в Борисоглебске». 1866 год, Холст, масло 119 х 71, Частное собрание

255c92143e5e636.jpg

В 1869 году в Петербурге открылась выставка работ Боголюбова, посвященная памяти профессора А. Бейдемана. После ее закрытия Боголюбов снова путешествует по России, а затем уезжает в Голландию, Бельгию и Германию. 1870-1871 годы художник проводит в Париже и, получив заказ, занимается росписью русской посольской церкви.
«Дорожка. Экуэн», Дерево, масло 17,9 х 28,8 Государственная Третьяковская галерея, Москва

28279761_1983762968539516_6078249704771893496_n.jpg

К этому времени относится и пейзаж «Лес в Вёле» (Третьяковская галерея). В тихой лесной роще — темный заросший пруд, на поверхность которого ложатся легкие тени. Сквозь верхушки деревьев проглядывает серенькое небо. Густая листва кажется погруженной в прозрачную атмосферу. Это «безлюдная» природа, но кажется, что здесь незримо присутствует человек. Тональная живопись этой картины строится на тончайших переходах и сочетаниях зеленого цвета, она роднит этот пленэрный пейзаж с лучшими произведениями барбизонской школы.
«Лес в Веле. Нормандия». 1871 год, Холст, масло 41,5 х 61,2 Государственная Третьяковская галерея, Москва

145c92150a842d3.jpg

С передвижниками Боголюбова сближала верность принципам реалистического искусства, однако, идейных позиций передвижников в своем творчестве Боголюбов не разделял. Тем не менее, он участвовал во всех передвижных выставках, начиная с первой — 1871 года, в следующем году стал одним из самых деятельных, влиятельных членов правления Товарищества и умело использовал свое положение, связи и авторитет в официальных кругах для дела художников-передвижников.
«Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной Горке.» Холст, масло, Государственный Русский музей

c0716d68a3b9.jpg

Алексей Боголюбов был основателем рисовального училища (с 1897 года — его имени) и Художественного музея имени А. Н. Радищева в 1885 году в Саратове, завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ.
«Ревельский бой 2 мая 1790 года.» Центральный военно-морской музей

4495ed1c2f05.jpg

Последние годы жил в Париже, только изредка навещая Россию.
«Прачки в Нанте», Частное собрание

8c5464c719b652ef11b3501a00143efa534507184011875.jpg

Вынужденный покинуть родину из-за серьезной болезни сердца, художник оставался за границей до конца своих дней. Но почти каждое лето Боголюбов приезжал в Россию.
«Ножан на Марне», Частное собрание

0000295c9221097840f.jpg

«Нормандия. Вёль. Мельница». Холст, масло, Частное собрание

d7b308e672f09e09adfd73d276eefc45534507184013113.jpg

Он сохранил верность родине и жил интересами русского искусства.Благодаря его инициативе, в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам.
«Пиза. Вид на баптистерий и собор». 1863 год, Частное собрание

wKA02ZYKqqc5c9219ae7b16e.jpg

В 1874 году целая плеяда молодых русских художников, пенсионеров Академии художеств, в числе которых были Репин, Поленов, Харламов, Савицкий, Верещагин, Антокольский, Беггров и другие, находит себе приют в Париже у жившего там Боголюбова. «Прибой у мыса Сен-Мартини», 1854 год, Холст, масло 74 х 122, Серпуховской историко-художественный музей, Серпухов

115c9218fceef7e.jpg

Алексей Петрович много работал над литографией, офортом и росписью фарфора, а также исполнял работы по стенной живописи.
«Набережная». Бумага, графитный и цветные карандаши 12,5 х 17,5 Частное собрание,Москва

275c9217fda2e37.jpg

Алексей Петрович Боголюбов, скончался в Париже 7 ноября 1896 года. Тело художника было перевезено в Санкт-Петербург и предано земле на Малоохтинском кладбище рядом с родителями. В мае 1941 года прах художника был перенесён на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры («Некрополь мастеров искусств»). Предполагалась установка нового памятника. В вихре последующих событий место перезахоронения Боголюбова оказалось утерянным. Памятная плита установлена в 2006 году.
«Могила Боголюбова в Некрополе мастеров искусств в Санкт-Петербурге»

____1_~15c91ec3652a39.JPG

Творчество и общественно-художественная деятельность Алексея Петровича Боголюбова — интересная, своеобразная страница в истории русской культуры второй половины XIX века, в истории русско-французских связей.

 © Copyright: Студия-И, 2019

Фото https://www.stydiai.ru/gallery/encyclopedia-68/

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Ноябрь 22, 2024 - 02:52

 29 ноября 2024 года в 16:30 на биеннале Объединения архитектурных мастерских «Архитектура Петербурга 2024» в Мраморном зале Этнографического музея (Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4/1) https://oam-spb.ru/biennales/arhitekturnaya-biennale-2024/ состоится презентация новой книги благотворительного фонда поддержки культуры и искусства Dictum Factum, основанного Евгением и Юлией Герасимовыми, «Архитектор Евгений Левинсон».

 

Ноябрь 21, 2024 - 07:47

Для двух роскошных фарфоровых ваз работы знаменитой Севрской королевской мануфактуры воссозданы исторические постаменты в залах Мира и Войны Большого (Павловского) дворца.

 

Ноябрь 21, 2024 - 07:23

Что такое фонды открытого хранения? Это когда:

 

Ноябрь 20, 2024 - 04:44

Государственный музей "Исаакиевский собор" входит в число лидеров по приему посетителей в Петербурге, сообщил в интервью "Интерфаксу" директор учреждения Юрий Мудров.