Президент «Натали Турс» – один из самых ценных экспертов в туризме, который в своих интервью не стесняется откровенно говорить на самые злободневные темы. В канун нового летнего сезона в центре внимания оказались госрегулирование турбизнеса и те выводы, которые для себя должны сделать те, кто хочет остаться на рынке.
- Владимир Борисович, в одном из недавних интервью вы прогнозировали, что жёсткое регулирование турбизнеса государством начнётся не ранее 2019 года, и даже призывали всех расслабиться. Этот прогноз в силе?
Я думаю, что всё случится раньше. Власти уже превращают экономику в управляемый процесс, который служит в том числе и для целей государства. Начали с наведения порядка в банковской сфере, а дальше настанет очередь разных отраслей. Мы видим, что госрегулирование усилилось в сфере грузоперевозок, в девелоперском бизнесе, в страховании. Туризм тоже могут начать чистить в самое ближайшее время.
- А почему вы так считаете и зачем нужна эта самая чистка?
Наверное, потому, что отрасль уже стала привлекательной. Президент обозначил её значимость и заявил о необходимости поднять долю туризма в ВВП России (сейчас этот показатель на уровне 1,6 %, в качестве ориентира президент назвал 10 %. – Ред.). Неправильно думать, что регулирование будет направлено только лишь в сторону внутреннего туризма. Сейчас государство хочет от любой отрасли именно управляемости, чтобы она приносила доход в виде налогов, причём не менее определённого процента от имеющихся оборотов. Всё, что не приносит дохода, должно быть подвергнуто очищению – реформам. Казна пуста, перспектив возвращения нефти на уровень 150 $ за баррель не видно. А деньги государству нужны. Причём такие, чтобы они не повышали инфляцию. Просто взять и напечатать нельзя.
Свои ожидания в отношении участников туристического бизнеса правительство уже обозначило в недавно опубликованном приказе Минкульта: для туроператоров вводится «нормативный размер маржи платежеспособности» из расчёта 7 % от общей цены турпродукта за год. По сути, задана планка рентабельности, с которой, в свою очередь, связана ожидаемая цифра налоговых поступлений.
Это не секрет, соответствующие месседжи доводятся через банки. Наверху хотят, чтобы туротрасль платила налоги от 1 до 1,5 % от оборота.
Что будет с теми, кто не сможет продемонстрировать нужной маржинальности? В приказе об этом пока ничего нет. Кроме того, неясно, откуда взялась цифра 7 %. Ростуризм даже запросил у Минкульта разъяснений.
Это юридические детали, с которыми ещё предстоит разобраться. Суть не изменится. Государство будет вникать в бизнес всё глубже. Если у какой-то компании финансовые показатели окажутся ниже определённого уровня, её бизнес посчитают неэффективным. И поскольку уже сформированы фонды ответственности и общественные структуры, отвечающие за разруливание проблем с туристами, отрасль могут начать регулировать так, чтобы помогать слабым элементам уходить, а сильным – становиться сильнее.
Возможно, что правами регулятора туротрасли через какое-то время будет наделён Центробанк. Глядя на то, как он расправляется с банками, которые не соответствуют нормативам, становится понятно, что порядок в туротрасли могут навести очень быстро. Каждую неделю лицензий лишаются три-четыре банка, причём вне зависимости от размера бизнеса и собственников. Смотрят только на нормативные показатели – соответствуют или нет. Так что надеяться на то, что большие обороты или внушительное количество туристов, находящихся на курорте, кого-то защитит, не стоит.
Накапливая информацию о размерах обязательств туроператоров и сопоставляя их с отчислениями в фонды, регулятор может начать отсекать неугодных туроператоров. Понятно, что крайними в этой ситуации будут оказываться агентства, оставшиеся один на один с клиентами.
После краха «Лабиринта» многие сильно «попали», у некоторых даже были проблемы с психикой. А теперь представьте, что произойдёт, если такое начнёт происходить регулярно. Через сколько месяцев не останется агентств, которые во главу угла ставят только цену тура? Ведь абсолютно понятно, что те, кто продаёт по дешёвой цене, находятся в зоне риска. Вместо того чтобы задуматься об этом, рынок поднимает крик по поводу 1 000 рублей, которые «Турпомощь» берёт за администрирование реестра агентств.
- Какое-то неполное регулирование получается. Почему взялись именно за выездной туризм, ведь туроператоров в этой сфере осталось чуть больше 600, в то время как внутренним и въездным туризмом в России занимаются свыше 2 000 компаний. Большинство участников рынка этих нормативов не затрагивают. Вам не кажется это странным?
Не стоит строить теорий заговора, мне кажется, что и для других участников рынка найдутся свои нормативы. Повторюсь, конечная цель регулирования – в наполнении казны. Изменения происходят во всех отраслях примерно по одной и той же схеме. Возможно, что в туризме после этой чистки наконец-то наступит отрезвление: и об эффективности бизнеса станут судить по финансовым показателям, а не по количеству отправленных туристов. Тем, кто хочет не только выжить сегодня, но и остаться на рынке завтра, – нужно следить за рентабельностью.
- Итак, турбизнес – под колпаком у государства. Какие выводы вы из этого делаете как руководитель туроператорской компании?
Мы ищем решений, которые позволяли бы повысить рентабельность. Единственная возможность достичь этого, на мой взгляд, – это отказаться от какой-то одной бизнес-схемы и перейти к более гибкой модели. Это и классический туроперейтинг, и динамическое пакетирование, и продажа отдельных услуг как по каналам B2B, так и B2C. Такая мультипродуктовость и мультиканальность позволяет перераспределять ресурсы, продавать одни и те же услуги и в рамках пакета, и по отдельности. Этот путь, наверное, наиболее правильный.
- Как вы сами считаете, у «Натали Турс» получается работать в новых условиях?
Это непросто. В сфере массового туризма продолжается жесточайший демпинг, так что маржинальность там стремится к нулю. Поэтому занимаемся динамическим пакетированием, осваиваем другие направления, которые позволяют получать прибыль. В нашем ассортименте сейчас пакетные предложения по более чем 50 странам. Каждый день продаётся порядка 30 направлений, причём половина – на базе регулярной перевозки.
- Значит ли это, что вы отказываетесь от конкуренции на массовых направлениях?
Нет. Так как рынку нужен джаз, мы тоже будем его играть. У нас есть несколько ключевых стран. Летом это Испания, Италия и Греция, где мы стараемся не сбавлять объёмов, а также ОАЭ.
По Испании, как и ожидалось, будут проблемы с визами в ряде регионов. В сочетании с экономическими причинами и дешёвой Турцией это создаёт затруднения с региональными рейсами. Поэтому мы решили подсократить эти программы, убрав вылеты из Краснодара, Самары и Казани. Оставили Екатеринбург, Питер, Калининград. Из Москвы в Барселону планируем отправлять 2 000 человек в неделю. В целом из России с учётом других городов – порядка 3 000. Под этот объём мы законтрактировали отели и уверены, что сохраним этот поток в течение сезона. Кстати, комнаты в востребованных отелях там в дефиците, в прошлом году другие туроператоры снимали перевозку, и в этом сезоне такая ситуация наверняка повторится.
Что касается Греции. До половины наших продаж – это туры с регулярной перевозкой на «Аэрофлоте» и S7 из Москвы в Ираклион. Кроме того, участвуем в чартерной программе «ВИМ-Авиа». На Кипр взяли порядка 400 мест в неделю из Москвы, а также блоки из Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Кипр хорош тем, что есть большой ассортимент регулярной перевозки, позволяющий удовлетворить разный спрос.
В последний год круглогодично востребованы Эмираты. Цены ведь летом гораздо ниже – можно отдыхать в хороших отелях. Клиенты это распробовали. После того как FlyDubai добавили в марте перевозку, у нас продаётся порядка 500 человек в день.
- Многие агенты сейчас не решаются сотрудничать с «Натали», напуганные судами с «Трансаэро». Что можете сказать?
Наши юристы работают и, на мой взгляд, эффективно. Старое юрлицо выведено из операционной деятельности, это уже сугубо юридический вопрос, не имеющий отношения к нашей текущей работе.
- Чего ждать от «Натали Турс» турагентам? Будете снижать комиссию, как другие туроператоры?
Снижение расходов на дистрибуцию – это один из путей повышения рентабельности туроператорского бизнеса, о необходимости которой я говорил. Однако мне такой вариант не кажется перспективным, так как он группирует вокруг туроператора партнёров, склонных к работе на обороте и потому финансово неустойчивых. Поэтому у нас вознаграждение остаётся на уровне 10–12 %.
- Это звучит как приглашение…
Так и есть, агентства, которые хотят не только выжить сегодня, но и остаться на рынке завтра, должны, наверное, тоже озаботиться рентабельностью и сотрудничать с компаниями, дающими возможность зарабатывать, а не только генерировать объёмы. И, конечно, надо отказываться от скидок как маркетингового инструмента, меньше ориентироваться на цену при выборе продукта. Турагентствам пора перестать ассоциировать свой профессионализм со способностью подбора самого дешёвого тура для клиента. Тот, кому нужна только цена, уйдёт в интернет.
Фото Hotline.travel