Очередной скандал с авторским правом, где ответчиком выступала турфирма, завершился на днях в суде Петрозаводска. Предметом иска стала защита прав автора видеоролика, который турфирма использовала для рекламы.
Эксперты-юристы, опрошенные корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», подчеркивают, что подобные конфликты в туристическом мире достаточно часты. Основной рецепт для турфирм – не сдаваться сразу и не терять бдительности: дело, как правило, можно решить «малой кровью» или даже вынести из сферы своей ответственности.
Суть прошедшего процесса в том, что на турфирму подал в суд создатель видеоролика. По его словам, его переработанную авторскую собственность турфирма без разрешения разместила в своем аккаунте в соцсети с целью привлечения клиентов и, соответственно, извлечения прибыли. Автор претендовал на 120 тыс. рублей штрафа с турфирмы, а также компенсацию морального ущерба в размере 30 тыс. рублей. Иск был удовлетворен частично – с турфирмы взяли обязательство выплатить 30 тысяч рублей в качестве компенсации за нарушение исключительного права на произведение, ещё пять тысяч в качестве компенсации морального вреда и 900 рублей в виде возмещения судебных расходов.
Однако при этом судьи отдельно отметили, что ввиду отсутствия в законодательстве специальных условий, которые были бы необходимы для признания видеопроизведения объектом авторского права, лицо, осуществившее видеосъемку и обработавшее материал, уже в силу самого факта его создания обладает авторскими правами вне зависимости от художественного значения и ценности видео.
Эксперты отмечают, что в принципе многие турфирмы, и особенно региональные турагентства, часто сталкиваются с подобными претензиями авторов – видеоролики и особенно фотографии, «позаимствованные» из интернета, часто становятся причиной таких конфликтов. «Самое главное, что стоит ответить – это тот факт, что нахождение файла в открытом доступе ещё не означает возможности его бесплатного использования у себя на сайте! Это самое распространенное заблуждение «Но оно же лежало в Яндексе в общем доступе» - это ещё ничего не значит!», - подчеркнул Александр Байбородин, руководитель юридического агентства Александра Байбородина.
При этом эксперт подчеркивает, что исход таких споров чаще всего обходится «малой кровью» и зависит от многих факторов. Не исключен наиболее благоприятный исход – что «автор» пропадет сразу после требования доказательства авторства и окажется обыкновенным мошенником.
«Другие же авторы предоставляют исходники фото и иные доказательства авторства. В ряде случаев турфирмы договариваются о минимальном размере компенсаций с автором и на этом спор заканчивается», - отметил Александр Байбородин. Кроме очевидного совета, что для предотвращения подобных ситуаций рекомендуется приобретать фотографии у авторов напрямую или скачивать на специальных сервисах, предлагающих фотографии на законной платной основе, эксперт советует ещё несколько приёмов, чтобы обезопасить свой бизнес. «Стоит контролировать, откуда берут фотографии ваши партнеры – например, привлеченные дизайнеры или маркетологи, так как нередки случаи использования ими фото, найденных в интернете. А главное – прописывать в договорах на рекламные кампании или на разработку сайта ответственность ваших партнёров в случае претензий авторов, связанных с незаконным использованием партнерами фотографий или иных материалов при создании сайтов или рекламных кампаний», - резюмировал Александр Байбородин. Также стоит оперативно реагировать на первые претензии авторов и немедленно убирать со своих ресурсов чужие материалы – чаще всего это сразу снимает все претензии.
Фото: Турпром.ру