В преддверии высокого сезона крайне актуальными становятся лайфхаки для туристов, желающих поехать отдохнуть – как это сделать безопасно для своего кошелька? Другими словами - как выбрать надежное турагентство? И каким критериям оно должно соответствовать?
Ответы на эти вопросы корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» дали общественные деятели и юристы – исполнительный директор Альянса Туристических Агентств Наталия Осипова и адвокат, специализирующийся на туристическом рынке, Олег Бауков.
«В преддверии Нового года идет активное бронирование туров, и каждое турагентство ждет своих туристов. Но в этой ситуации туристам нужно научиться разбираться, как выбрать надёжное турагентство, чтобы минимизировать риски. Прежде всего – это должно быть агентство с вывеской, со своим оборудованным офисом, с сотрудниками в этом офисе. Ни в коем случае не стоит отзываться агенту, который предлагает встретиться на улице или в метро», - пояснила Наталия Осипова, глава Альянса Туристических Агентств.
Далее эксперт напомнила, что перед тем, как турист оплатит тур, агент обязательно должен заключить с ним договор. «И очень хотелось бы, чтобы туристы не ленились и читали эти договоры!» - подчеркнула Наталия Осипова. По ее словам, в договоре обязательно должны быть указаны сведения о самом турагентстве, его реквизиты, а также сведения о туроператоре, по поручению которого осуществляется реализация турпродукта, о его фингарантиях. Также там должны содержаться данные об Объединении «Турпомощь», это требование закона.
«После оплаты тура у туриста на руках должен оказаться документ об оплате. Это кассовый чек. Как правило, его высылают туристу на почту или, если турист оплачивает тур в офисе, то ему распечатывают бумажный чек. В чеке обязательно должны быть фискальные данные, а также QR-код, в котором закодированы все данные этого чека. Никакого приходного ордера закон давно не допускает, только кассовый чек с QR-кодом будет являться подтверждением оплаты тура! Более того, турист может скачать бесплатное мобильное приложение «Проверка кассового чека в ФНС России», отсканировать QR-код и получить от налоговиков информацию о добросовестности продавца. Поэтому договор и чек по оплате тура – это два документа, которые обязательно должны быть после бронирования на руках у туриста. Перед вылетом туристов на отдых туроператором им выдается через турагента все остальные документы – ваучер, билет и страховка», - рассказала Наталия Осипова.
Юристы дают схожие рекомендации. «100% работающие рекомендации по оценке надежности турагентства с первого взгляда, дать сложно. Тем более, на рынке бывают всякие казусы. Однако есть несколько критериев, на которые стоит всегда обращать внимание», - пояснил адвокат Олег Бауков.
«Во-первых, сейчас уже утверждена приказом Минэкономразвития единая форма договора о реализации турпродукта, которая содержит все существенные условия, которые должен, в соответствии с законом, включать в себя этот документ. В нем должна быть информация о туроператоре, кто сформировал этот турпродукт, должна быть информация о турагенте – кто его реализует», - рассказал Олег Бауков.
В качестве лайфхака того, как убедиться в надежности турагентства, эксперт порекомендовал его проверку через сайт налоговой службы. «На сайте налоговой можно получить выписку из единого государственного реестра юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Можно воспользоваться этим сервисом, проверить компанию по ИНН или ОГРН, которые должны содержаться в договоре», - рассказал Олег Бауков. По результатам выписки можно будет выяснить, сколько времени существует фирма, когда поставлен на учет ИП, можно посмотреть кто учредитель и гендиректор. «Также в этом документе содержится информация об уставном капитале фирмы и сроках ее регистрации. Если фирма зарегистрирована несколько лет – риски уменьшаются, хотя и не факт, что исчезают совсем», - оценил Олег Бауков.
Эксперт также рекомендует внимательно читать договор – там должна быть информация об общей цене турпродукта, его потребительских свойствах – средстве размещения, перелёте, трансфере, о визах и кто их будет оформлять, а также о сроке и порядке предъявления претензий турагенту или туроператору, а также в страховую компанию. «Также турист обязательно должен потребовать чек», - резюмировал Олег Бауков.
НАША СПРАВКА: В QR-коде на чеке должна содержаться следующая информация:
Законодательством предусматривается, что турист сам выбирает вид получения чека: в бумажном виде, в электронном или в обоих. Бумажный чек, выдает касса, а электронный отправляется клиенту на электронную почту или в виде SMS-сообщения на номер сотового телефона. Для того, чтобы получить чек в электронном виде, необходимо перед оплатой сообщить продавцу номер мобильного телефона и адрес электронной почты.
Следующая информация должна содержаться в чеке в соответствии с требованиями нового закона 54-ФЗ.
Фото: Турпром.ру