Туристическое сообщество Петербурга провело молодежный межвузовский конкурс "Новые лица туризма – 2010". Инновационным направлением которого cтал акцент на перспективах развития водного туризма в Северной столице. Организатором мероприятия выступило Северо-западное региональное отделение Российского союза туриндустрии. В тройке призеров конкурса оказались: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина (Александра Ларичева 1-е место), Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (Дарья Григорьева 2-е место) и Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (Юлия Короткова 3-е место). Водный туризм является одним из самых динамично развивающихся направлений туристской отрасли в морской столице России. Санкт-Петербург занимает 3-е место в рейтинге "круизных" городов Северной Европы, уступая только Копенгагену и Стокгольму. Интерес бизнеса к водному туризму растет. Об этом свидетельствует активная реализация проектов. Строительство пассажирского порта "Морской Фасад" – один из удачных примеров государственно-частного партнерства в этой сфере. С 2010 года ежедневный пассажиропоток составляет 2,5 тясячи человек при пропускной способности до 10 тыс. человек в пиковые дни. В этом году "Морской фасад" сможет обслужить около 386 тыс. туристов. К 2012 году будет закончено строительство всех семи причалов (на сегодняшний день эксплуатируются пять из них). Еще один будущий проект – запланированный в мае 2011 года запуск паромного сообщения Санкт-Петербург – Стокгольм компанией St.PeterLine (оператор паромной линии Петербург – Хельсинки). По данным Большого порта Санкт-Петербурга, за последние три года наблюдается устойчивый рост количества принятых круизных туристов. В 2009 году объем пассажиропотока составил 434,5 тыс. человек – 5% прирост в сравнении с 2008 годом (414,0 тыс. человек соответственно). В 2010 ожидается прирост в 3,6 % (450,0 тыс. человек). Увеличить пассажиропоток призван принятый в мае 2009 года закон о возможности безвизового пребывания иностранных граждан, прибывших на паромах, на территории России в течение 72 часов. Однако в 2009 году экспертами была отмечена негативная тенденция, при которой некоторые пассажиры за 2-3 суток пребывания в порту СПб вообще не сходят на берег, а значительная часть круизных туристов довольствуется одной трехчасовой экскурсией. Ключевыми проблемами круизного рынка сегодня являются сложное миграционное законодательство (сход пассажиров на берег занимает около 3х часов), достаточно высокий пассажирский сбор (11 евро по сравнению с 1,9 евро в Хельсинки), а также отсутствие достаточной координации всех участников, обслуживающих туристские потоки в городе. Таким образом, на сегодняшний день существует объективная необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов для туристской отрасли.