Гостиничный бизнес Самарской области пережил рост в период проведения ЧМ-2018 в Самаре. В регионе было построено порядка 20 новых гостиниц, модернизированы старые гостиницы. Объем привлеченных инвестиций в сферу гостиничного бизнеса составил более 3 млрд руб.
Однако показатели продаж в марте в гостиничном секторе просели на 67%, по данным Booking.com. Представители рынка видят угрозу потери наследия чемпионата, если не будут приняты меры по организации международных мероприятий для повышения уровня загрузки отелей.
Проблемы гостиничного бизнеса региона обсудили 28 марта на заседании круглого стола в самарской губернской думе. Заместитель министра, руководитель департамента туризма министерства культуры Самарской области Михаил Мальцев на заседании отметил рост гостиничной инфраструктуры, который пришелся, по его словам, на период до ЧМ-2018. Объем привлеченных инвестиций в сферу гостиничного бизнеса составил более 3 млрд руб., добавил господин Мальцев. «У нас появилось порядка 20 новых гостиниц, из которых две пятизвездочные. Также за этот период были модернизированы старые гостиницы»,— рассказал Михаил Мальцев.
По информации руководителя департамента, объем туристического потока по итогам 2018 года оценивается в 1,2 млн человек, рост составил 37% по сравнению с 2017 годом. Объем туристических услуг вырос на 16%, гостиничных услуг и специализированных средств размещения — более чем на 100%.
В Самарской области есть гостиницы всех уровней, начиная от гостиниц, представляющих набор элитных услуг, и заканчивая мини-отелями в сегменте эконом-класса. В Самаре расположены пятизвездочный отель Lotte, четырехзвездочные отели Holiday Inn и Renaissance, трехзвездочные — Hampton by Hilton и Ibis.
По словам чиновника, высокая загрузка отелей в 2018 году позволила выйти на хорошие показатели по объемам налогообложения в консолидированные бюджеты. Так, налоговые поступления от гостиниц в прошлом году составили 383 млн руб.
Однако в этом году туриндустрия в регионе испытывает заметный спад. «Я попросил коллег из Booking.com (система интернет-бронирования отелей) сделать срез по Самаре,— привел данные председатель комитета по предпринимательству в сфере туризма, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности при Союзе «Торговопромышленная палата Самарской области» Юрий Трахтенберг.— У нас обрушение, мы упали по сравнению с мартом прошлого года на 67%. Чемпионат спас ситуацию на два с половиной месяца, падение началось уже с сентября. Мы сейчас продаемся дешевле, чем в 2003 году при открытии отеля Renaissance».
Эксперт отметил и другие проблемы в гостиничном бизнесе Самары. «Уровень затрат в отельном бизнесе вырос в два с половиной раза, выручка не выросла вообще. Мы заплатили 25% налогов от выручки. Это смерть. Брендовые отели практически все сидят в убытках. Ждем, когда закроется первый, кто сдастся»,— рассказал Юрий Трахтенберг. По мнению эксперта, НДС в отельном бизнесе может составлять максимум 5%. «На федеральный уровень нужно выходить, говорить о том, что с туристической отрасли, с отелей дерут такие же налоги как с предприятий, добывающих нефть и газ. В Германии НДС 19%, в отелях НДС 7%, в Швейцарии НДС 7,5%, в отелях 4,5%. И так везде. Основные наши налоги это НДФЛ. Это труд людей. Мы оказываем услугу»,— пояснил Юрий Трахтенберг.
Михаил Мальцев отметил необходимость повышения уровня загрузки отелей. «Так как номерной фонд существенно возрос и рассчитан на проведение крупных международных событий, нам необходимо предусматривать мероприятия, которые будут повышать уровень загрузки отелей». Чиновник также видит необходимость снижения налоговой нагрузки на гостиничный бизнес, кроме того, надо развивать туризм не только в Самаре, но и в других муниципалитетах региона.
Президент гостинично-туристской ассоциации Ирина Фан-Юнг также согласна с необходимостью проведения в регионе важных международных мероприятий для сохранения наследия мундиаля: «Гостиницам повезло, что накануне ЧМ-2018 они получили субсидии, получили возможность развития. Из бюджета были потрачены значительные суммы, и нужно очень ответственно отнестись к тому, чтобы эти затраты не пропали. Гостиницы пережили положительные моменты в связи с тем, что повысились продажи в 2018 году. Сейчас идет депрессия и если не будут приняты меры по привлечению в регион важных международных мероприятий, не будет стимулироваться событийная активность, то, боюсь, что все вложения в качестве наследия ЧМ-2018 мы, к сожалению, практически можем похоронить».
В итоге участники заседания круглого стола рекомендовали областному правительству рассмотреть возможность увеличения финансирования из регионального бюджета мероприятий, направленных на продвижение туристских ресурсов области и организацию выставочно-презентационной деятельности. Департаменту туризма министерства культуры рекомендовано сформировать структуру управления сферой туризма области, увеличить штатную численность «Туристического информационного центра».
Ани Айвазян
Фото: Николай Цыганов / Коммерсантъ