Состоявшийся IX Форум субъектов малого предпринимательства Санкт-Петербурга показал: государство готово поддержать малый бизнес, однако представителям последнего ещё долгое время придется быть крайне настойчивыми, защищая свои конкретные интересы. На открытии Форума выступили директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Наталья Ларионова, генеральный директор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков. О деятельности Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга за 2011 г. отчиталась его председатель Елена Церетели. Перспективы развития молодежного предпринимательства в Санкт-Петербурге обозначил член Молодежной парламентской ассамблеи при Совете Федерации Тимур Исляев.
Турбизнесу как отрасли малого предпринимательства был посвящен доклад вице-президента Российского союза туриндустрии, директора Северо-Западного регионального отделения РСТ, председателя Комиссии в сфере туризма Общественного Совета по развитию малого предпринимательства Сергея Корнеева «Анализ развития туристического бизнеса Санкт-Петербурга: проблемы и пути решения». В начале своего выступления он подчеркнул: в нашей стране Санкт-Петербург – столица туризма. Именно таким он и задумывался основателем города Петром I, хотя самого термина «туризм» тогда ещё не существовало. «Связывать Россию с миром – это, наверное, историческая роль, миссия нашего города», - заметил Сергей Корнеев.
В настоящее время от сферы туризма зависят доходы не менее 5% петербуржцев, причем цифра дана без учета мультипликативного эффекта. По данным РСТ, в городе работают около 800 туроператоров, примерно 2000 турагентств, более 400 крупных гостиниц, от 600 до 800 мини-отелей и не поддающееся учету количество предприятий индустрии сервиса, также работающих на туристов. В Санкт-Петербурге идет активное формирование туристских кластеров, самыми крупными из которых могут стать «Музейный квартал» (исторический центр города) и «Царская дорога» (Петергофское шоссе, Константиновский дворец, музеи Петергофа и Ораниенбаума).
«90% предприятий туристической сферы, исключая, конечно, большие гостиницы, выставочные и конгрессные центры – это предприятия малого или среднего бизнеса. Очень часто это семейный бизнес. В Северной столице чуть менее 5 млн. жителей, и более 5 млн. туристов приезжает, по официальной статистике, ежегодно. Это «второй» Санкт-Петербург, который обслуживается и обеспечивается предприятиями нашего малого бизнеса», - отметил вице-президент РСТ.
Туризм в Санкт-Петербурге – один из самых высокоинтеллектуальных видов бизнеса, подчеркнул Сергей Корнеев. Это касается внедрения инновационного оборудования, информационных технологий, онлайн-сервисов. Сейчас в туризме создается большое количество «высокоинтеллектуальных» рабочих мест, предназначенных для молодежи.
Какие инициативы может внести туристическое бизнес-сообщество для развития этой сферы деятельности в нашем городе? Один из сложных и требующих внимательного изучения вопросов – возможная отмена НДС для услуг в сфере въездного туризма и санаторно-курортного комплекса либо введение для таких предприятий патентной системы налогообложения. Хорошей поддержкой развития также могут стать трехлетние «налоговые каникулы» для предприятий инфраструктуры въездного туризма по налогу на прибыль.
«Необходимо, на мой взгляд, также поддержать недавнее предложение Федерального агентства по туризму исключить НДС из железнодорожного и авиатарифов, - добавляет Сергей Корнеев. – Платежеспособность российских туристов постоянно растет, а Петербург – самое желанное место интереса в России для всех наших граждан от Камчатки до Юга страны. Но вот дорожные расходы – проблема».
Кластеризация городской туриндустрии может дать огромный стимул развитию малого бизнеса и сферы услуг. Принятие Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма на 2011-2018 гг.» подразумевает, что федеральный центр готов за свои средства создавать и обновлять базовую и инженерную инфраструктуру перспективных кластеров. Районам и муниципальным образованиям необходимо выработать свои предложения по возможному созданию кластеров, а городу – профинансировать подготовку проектно-сметной документации, полагает эксперт.
Отдельное внимание Сергей Корнеев уделил примечательному явлению в гостиничном секторе Северной столицы – малым отелям. Несмотря на то, что номерной фонд таких средств размещения составляет 20% от общегородского, в законодательстве четко определенного понятия «мини-отель» нет. Кроме того, в 80% случаев малые средства размещения находятся в жилом фонде и в нежилой переведены быть не могут.
«Не буду рисовать ситуацию совсем в черных красках, как это часто бывает. Ситуация не катастрофична – основные вопросы касаются федеральных ведомств и подзаконных нормативных актов», - сказал директор СЗРО РСТ.
Экспертное сообщество предлагает ряд комплексных решений, которые бы облегчили малым отелям жизнь. Имеет смысл даже принять отдельный городской закон «О малых гостиницах» или работать с законодательством на федеральном уровне. Для надзорных органов – во избежание самоуправства – должны быть разработаны четкие методические указания, содержащие требования именно для мини-отелей. А город мог бы субсидировать процедуру их классификации, что позволило бы гарантировать постояльцам определенный уровень сервиса.
Городская туриндустрия должна преследовать и стратегические цели, направленные, в том числе, на развитие сегмента малого бизнеса. «Конечная цель внедрения новых технологий в туризме – это «Туризм 2.0», единая электронная городская площадка, где турбюро, гостиницы, музеи и другие туристические организации могли бы выставлять свои новые проекты и программы», - говорит Сергей Корнеев. Чтобы отрасль не испытывала «кадрового голода», на базе Общественного Совета и Дома предпринимателя необходимо создать и активно продвигать биржу трудоустройства в сфере туризма, ориентированную, прежде всего, на молодых специалистов.
«Грамотное развитие брэнда города автоматически способствует развитию обслуживающей инфраструктуры. Например, сейчас обрел форму туристический продукт «Свадьба и венчание в Царском Селе», и уже этим летом все рестораны Пушкина были заняты под свадьбы», - отметил Сергей Корнеев. В настоящее время открыты все возможности для нового, уже не только количественного, но и качественного роста предприятий малого бизнеса в сфере туризма, полагает вице-президент Российского союза туриндустрии.