С 2010 года по инициативе Владимира Путина в России проводится международный форум «Арктика – территория диалога».
В течение шести лет на его полях периодически поднимается тема развития туризма в арктических и близлежащих северных территориях. В этом году по указанию Президента Арктика вновь рассматривается как территория приоритетного развития, в том числе в аспекте организации турдеятельности. Поскольку Красноярский край является обладателем значительной части арктического побережья, богатых северных территорий и удобного сообщения с ними, в регионе данная тема получила особое звучание. Летом Министерство культуры РФ организовало в Красноярске методический семинар-конференцию по развитию туризма в северных территориях и арктической зоне. И к концу года пришло время оценить, насколько практика соответствует высказанным пожеланиям и рекомендациям.
Семинар в Красноярске собрал руководителей сибирских регионов, представителей Минкультуры РФ, присутствовал губернатор края и его заместители, представители турбизнеса, научная общественность. Итогом мероприятия стало подписание ряда поручений губернатором края и министром культуры РФ. «Среди поручений есть распоряжение рассмотреть возможность включения Красноярского края в число территорий, где легитимно безвизовое пребывание иностранных туристов в течение 72 часов (порт Дудинка), - сообщила STI Ольга Василенко, заместитель министра, начальник отдела развития туризма министерства культуры Красноярского края. - Включить наш край в проект по ведению ведомственной статистики по туризму. В рамках ещё одного поручения мы подали заявку на получение федерального гранта с проектом «Северные усадьбы».
Одним из самых животрепещущих вопросов, вновь поднятых на конференции, стал вопрос привлечения туристов в круизы по Енисею от Красноярска до Дудинки. О ведомственном комфортабельном теплоходе турбизнес Красноярья мечтает уже лет десять, с тех самых пор, как был продан «Антон Чехов». «Безусловно, это одно из самых интересных направлений на местном рынке, - уверена Анна Шеллер, исполнительный директор туроператора «Саянское кольцо». - Круиз по Енисею должен стать тем самым брендовым маршрутом Красноярского края, который так долго пытаются создать и обозначить. Это направление очень привлекательно как для иностранного туриста, так и для российского. Знаю, что китайская сторона выражала заинтересованность в этом маршруте и строительстве новых кораблей. Если бы они появились у края, то спрос был бы высокий. Мы сравнительно недолго занимаемся круизами, могу сказать, что даже сейчас, при отсутствии комфортабельного плавсредства, наблюдаем с каждым годом возрастающий интерес».
С китайской стороной министерство культуры края действительно ведёт диалог. Сложность в том, что для краевого бюджета решение о закупке одного лайнера уже является событием, а китайские специалисты заинтересованы в крупных партиях сбыта. Тем не менее, переговоры продвигаются, и прогнозы можно назвать обнадеживающими. «Китайские партнёры приехали с готовностью предоставить нам лайнеры, - комментирует Ольга Василенко. - На данный момент они определились, что на первой очереди Байкал, а Енисей будет уже вторым этапом». Пока же местные туроператоры по мере возможностей приспосабливаются к существующим условиям. Используя наземный, воздушный и далекий от туристических стандартов водный пассажирский транспорт. Такие комбинации существенно влияют на цену, но, увы, никак не отражаются на качестве. Кроме того, возникают дополнительные трудности. «Сейчас невозможно сказать будем ли мы продвигать круизы на следующий год, - отметила в разговоре с STI Анна Шеллер. - Из-за ремонта взлётно-посадочной полосы норильского аэропорта «Алыкель» проблематичной становиться вся логистика построения маршрутов. Возможно, к большому сожалению, следующий сезон на этом направлении придётся пропустить».
Несмотря на все сложности, круизы продолжают пользоваться интересом у узкого круга платёжеспособных клиентов. В этом году впервые блоки мест на частном теплоходе «Куприян» бронировал питерский туроператор «Ника». Но и здесь возникли непредвиденные нюансы в вопросах пролонгации договора. «Для нашей компании это был первый опыт такого количества дальних рейсов, - поясняет Дмитрий Линев, помощник генерального директора ООО «Дом Куприяна». - 2500 км за один круговой рейс – большой пробег для судна. На данный момент мы проводим экспертизу технического состояния корабля, необходимы плановые и текущие восстановительные работы. Поэтому говорить о целесообразности дальнейшего использования судна на дальних рейсах при существующих тарифах пока рано. Мы планируем вынести решение не раньше февраля следующего года, что не устраивает туроператора – остаётся слишком маленький шаг для продвижения и продаж круизов. Мы готовы продолжить сотрудничество, но нам нужно время для оценки, которого у туроператора нет».
Компания «Хорба хантинг» пошла своим путём – закупила всё необходимое оборудование, в том числе и плавсредства (катера Кс-110), на собственные деньги. Направление компании – охота и рыбалка в северных территориях. «Наш основной турист из Западной части России и иностранных государств, - отмечает Павел Пузиков, заместитель директора по продажам компании «Хорба хантинг». - За год мы приняли более 50 человек. Спрос на туры высок. В этом году докупаем новые судна, начинаем строительство новой базы и осваиваем новые маршруты». Но и при условии полного обеспечения техническо-материальной базой, туроператорам никуда не уйти от зависимости от тарифов на авиаперелёты. Вопросы тарифов и увеличения вместимости на рейсах в пик сезона поднимались на совещании с министерством культуры РФ, соответствующее поручение было подписано, что свидетельствует о готовности власти и турбизнеса сотрудничать. «Мы стараемся присутствовать на всех собраниях, совещаниях по туризму, очень хочется, чтобы все разговоры перешли в практическую плоскость. И тут самим туроператорам надо проявлять больше активности. Я за то, чтобы совместно решать имеющиеся в отрасли проблемы», - подчёркивает Павел Пузиков.
Развитие туризма в северных территориях и Арктике включает в себя немало дополнительных аспектов. Прежде чем продвигать направление, необходимо рассчитать, готова ли территория к увеличению туристского потока. По признанию экспертов, существует серьёзный дефицит комфортных средств размещения, не отрегулирована сопутствующая инфраструктура. Серьёзным вопросом остаётся обеспечение безопасности туристов в столь удалённой зоне с низкими температурами. Все эти моменты зафиксированы в поручениях отделу туризма министерства культуры Красноярского края. Но лучше всего на данный момент обстоит вопрос с продвижением. На прошлой неделе в Красноярск приезжала китайская делегация, в состав которой вошли чиновники, туроператоры и СМИ. Одним из самых интересных направлений для представителей КНР как раз стало направление северного и арктического туризма.