Начавшийся из-за пандемии COVID-19 кризис на туристическом рынке оживил дискуссию о необходимости внедрения информационной системы «Электронная путевка» — аналога ЕГАИС для туротрасли. Ее должна развивать структура «Ростеха».
«Опора России» предлагает скорее внедрить систему, в то время как профильные объединения просят об отсрочке до конца будущего года. Именно из-за отсутствия механизма регулирования государство сейчас не может отследить более 40 млрд руб., потраченных туристами на покупку путевок, настаивают в «Опоре». В Ростуризме, ссылаясь на исследование профильного министерства, сообщили, что пока система «Электронная путевка» не отвечает требованиям информационной безопасности.
«Опора России» обратилась к председателю Госдумы Вячеславу Володину с предложением вынести на обсуждение нижней палаты парламента законопроект о внедрении системы «Электронная путевка». Копия обращения есть в распоряжении “Ъ”. В организации предлагают не внедрять плату за ее использование до конца 2021 года. Одновременно в «Опоре» указывают на необходимость доработать ко второму чтению вопросы о правах и обязанностях турагентств при работе с «Электронной путевкой» и разграничить сроки по началу ее обязательного использования на туроператоров, работающих на выездном, въездном и внутреннем рынках. В пресс-службе Госдумы не ответили оперативно на запрос “Ъ”.
В «Опоре» утверждают, что скорейшее внедрение системы позволит обелить рынок.
Вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников считает, что отсутствие механизмов регулирования привело рынок к текущей ситуации неопределенности. «Суммарная стоимость реализованных туров, в которые не смогут отправиться туристы, составляет 40–45 млрд руб., но мы не видим, где именно остались эти деньги»,— пояснил он.
Идея создания информационной системы «Электронная путевка» появилась в 2012 году после краха туроператора «Ланта-тур», повлекшего за собой волну банкротств на туррынке.
Сроки внедрения системы и ее подрядчики многократно менялись.
В 2017 году в проект вошел «Ростех»: подконтрольный ему концерн КРЭТ подписал с Ростуризмом меморандум. Весной 2019 года стало известно о готовности структур госкорпорации инвестировать в проект около 2 млрд руб., запустив его в усеченном формате. Проект должен был окупиться за счет отчислений туроператоров. Конкретные суммы не назывались, но собеседники “Ъ” говорили примерно о 200 руб. за каждый реализованный тур.
Позже оператором «Электронной путевки» стала другая подконтрольная «Ростеху» структура — АО «Национальные туристические технологии» (НТТ). В марте 2020 года компания заявляла, что в тестовом режиме система будет запущена в апреле-мае. Но кризис на фоне пандемии COVID-19 вызвал в профессиональной среде полемику о целесообразности запуска системы. Президент Российского союза туриндустрии Андрей Игнатьев, глава комитета по предпринимательству в сфере туризма Торгово-промышленной палаты РФ Юрий Барзыкин и руководитель комиссии по туриндустрии Российского союза промышленников и предпринимателей Сергей Шпилько предложили Вячеславу Володину вернуться к рассмотрению законопроекта о внедрении «Электронной путевки» в конце 2021 года.
Более того, уточнили там, по результатам обследований, проведенных Министерством цифрового развития, существующая система технически не готова, имеет ряд существенных уязвимостей и недоработок, а также не соответствует требованиям информационной безопасности.
В Ростуризме полагают, что сегодня необходимо сформировать «институциональный фундамент отрасли», что повлечет за собой изменения нормативно-правовой базы, в том числе в части страхования ответственности туроператоров. Эти изменения, как рассчитывают в ведомстве, должны обеспечить устойчивое функционирование туристских операторов и сохранность средств их клиентов.
В пресс-службе НТТ на запрос “Ъ” не ответили.
Александра Мерцалова
Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ