Туроператоры опровергают появившуюся в топе Яндекса информацию о 30% росте цен на курортах России – эксперты, опрошенные корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ» считают, что в имеющихся условиях рост цен на отдых на российском юге как минимум маловероятен.
Отелям, потерявшим месяц высокого сезона, как воздух нужна хорошая загрузка, а туристы пока бронируют отдых крайне осторожно, авиаперевозки намечается переизбыток, при этом денег у населения после карантинного сидения на «самоизоляции», очевидно, стало только меньше. Все эти факторы давят на цены вниз, поэтому стоимость отдыха скорее всего останется на уровне прошлого года.
Отметим, во вторник в топ Яндекса поднялось сообщение, что если границы России на летний сезон останутся закрытыми, то цены на внутренних направлениях вырастут как минимум на треть. Такой подъем будет связан не только с желанием «отбить» недополученную прибыль, но и с ограничением турпотока. «Количество гостиниц, санаториев тоже несколько меньше, и турсезон в этом году короче. Всё это позволит собственникам и менеджменту этих объектов повысить цены. По имеющейся информации и по тому, как происходит бронирование на июль-август, видно, что цены могут подняться значительно. То есть более чем на 20–30%», - рассказал «Известиям» вице-президент АТОР Александр Курносов.
Однако такая логика явно оторвана от действительности, считают эксперты. «Рано или поздно сезон должен запуститься. Если это было бы первое августа – для туроператоров это практически потеряло бы смысл, так как в сентябре программы уже сворачиваются. Мы рассчитывали на июнь, а июль – крайний срок. На данный момент очень сложно дать какие-то прогнозы: туристы пока напуганы всей имеющейся информацией – с перелетами, с соблюдением социальной дистанцией и карантинами. Но по нашим оценкам, туристы все равно поедут. Тем более, что полноценной зарубежной программы скорее всего в этом году запущено не будет, а это должно повлиять на спрос на российских курортах», - оценил Алексей Заливин, представитель туроператора «Библио Глобус» по Крыму.
По его словам, пока отели находятся «в режиме ожидания»: сильных движений по ценам нет, однако есть вариант, что цены могут действительно немного вырасти. Отели попали в сложное положение – отмечает эксперт. «Правила Роспотребнадзора никто не отменял, а они потребуют от отелей расходов, которые соблазнительно возложить на туристов. Но нам бы этого не хотелось: потенциальный турист крайне поистратился за последние два-три месяца. Мы будем пытаться удержать цены – и по нашим оценкам, роста не должно быть серьезно заметно, никаких 30%, как опасаются, быть не может», - заявил Алексей Заливин.
При этом скорей всего рост будет корректироваться – исходя из того, как будут реагировать туристы, также отмечают эксперты. «Мы пока не видим никакого роста спроса, в первую очередь потому, что наши туристы еще не поняли – точно ли будут сняты ограничения с 1 июля. Заявление наших высших чиновников все слышали, но пока действуют ограничения от губернаторов, которые имеют разные сроки в рависимости от региона. Туристы, соответственно, остерегаются бронировать, пока не увидят юридической реальной основы», - описал сложившуюся ситуацию Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора «Дельфин». Соответственно, реальные бронирования начнутся только когда губернаторы заявят, что отменили ограничения. «Сейчас бронирования идут, но в объеме в 10-20 раз меньше, чем обычно. Мы увидим реальный спрос в конце июня. То есть на данный момент делать предположения об объемах и ценах можно только теоретически», - подчеркнул Сергей Ромашкин.
При этом, по оценкам туроператора, на политику отелей будет влиять несколько серьезных факторов и в первую очередь финансовое состояние населения. Которое и до карантина было не слишком благополучным, а на данный момент тем более оставляет желать лучшего. Многие захотят приберечь деньги и никуда не поедут.
«По моим оценкам, наиболее реалистичный сценарий таков: в июле отработаем по заявленным ценам, чтобы отели могли набрать загрузку. Загрузка отелям на данный момент важней, чем цена – если у тебя занято 30%, ты все равно в убытках, какую бы цену не поставил. Зарабатывать отель начинает от 60% загрузки, и только тот, у кого достигнуто 90% загрузки, может реализовывать последние номера по «золотым» ценам. Но в данном сезоне по моим оценкам до 31 июля на такой уровень не выйдут даже «звезды». На август некоторые отели могут попытаться поднять цены – но вместе с тем неизбежно будут отели, которые будут пытаться демпинговать, чтобы получить хоть какой-то кэш в руки», - рассказал Сергей Ромашкин.
При этом эксперт подчеркнул еще один аспект – перевозки на отечественные курорты заявлено в два раза больше, чем надо, и как бы авиакомпании ни старались, цены на авиабилеты будут ниже, чем год назад. В итоге совокупная цена турпакета останется на уровне прошлого года. «Мой прогноз в целом таков – прошлогодние цены и нулевой баланс по туристам – речь идет об июле-августе. В эти месяцы мы скорее всего выйдем на уровень прошлого года», - резюмировал Сергей Ромашкин.
Впрочем, некоторый рост цен всё же реален, прежде всего из-за взрывного отложенного спроса. «Мы видим сигналы, которые указывают на то, что полноценное открытие заграничных курортных направлений будет небыстрым, и отложенный спрос в наиболее активный период сезона будет реализовываться преимущественно на внутреннем рынке. Это определенно скажется на ценообразовании туристических пакетов по России. Сейчас мы уже фиксируем рост среднего чека на российские курорты на 10%. Речь как о курортах Краснодарского края, так и о Крыме», - рассказал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» директор по маркетингу онлайн-турагентства Travelata.ru Олег Козырев.
Фото: Турпром.ру