Скоростной поезд, который, как сообщает ТИЦ Вологодской области, запущен между Москвой и Вологдой практически не окажет влияния на основной туристический продукт области – экскурсии в Великий Устюг к Деду Морозу. При этом прогноз по новогодним программам Устюга у туроператоров достаточно спокойный: турпродукт в целом популярный, продажи проходят на уровне прошлого сезона, и возможно, даже покажут небольшой прирост.
Хотя у темпов наращивания турпотока в «сказочных» турах могут возникнуть и объективные сложности.
Как сообщили корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» в ТИЦ Вологодской области, первый скоростной поезд Вологда – Москва запущен с начала октября. Поезд будет ежедневным. Время в пути составит всего около 6.5 часов. Однако по единогласной оценке туроператоров, на продажи основного зимнего турпродукта области новинка влияния почти не окажет. Причём по объективной причине – продолжительности дороги.
«Безусловно, открытие поезда Вологда-Москва – это позитивная новость, особенно для тех туристов, которые хотели бы посетить Вологду и больше узнать о городах Серебряного ожерелья России. В составе новогоднего турпродукта «Зимний экспресс» в Великий Устюг у туроператора «Интурист» есть остановка в Вологде на обратном пути, однако эти программы были сформированы еще в начале лета на специальных поездах, которые идут до станции Котлас Южный. Поэтому открытие нового скоростного поезда мы будем рассматривать, прежде всего, для развития турпотока в Вологду, а не в Устюг», - прокомментировали в пресс-службе НТК «Интурист».
По Устюгу влияние будет небольшое. «Запуск скоростного поезда Москва-Вологда, по прогнозам наших экспертов, вряд ли сможет оказать существенное влияние на новогодние туры в Великий Устюг. Расстояние от Вологды до Великого Устюга большое, порядка 450 км. Это очень много, притом, что большинство туристов направляется туда с маленькими детьми», - прокомментировали в пресс-службе туроператора «Алеан». Соответственно, в качестве второго переезда автобусный трансфер между Вологдой и Великим Устюгом занимает порядка 5 часов – это довольно утомительно и для детей, и для их родителей. Аналогичную оценку озвучили и в пресс-службе TUI: «Туры в Великий Устюг с железнодорожным переездом до Вологды будут востребованы туристами, предпочитающими получить максимум от путешествия и посмотреть сразу и Вологду и Великий Устюг. Но по автомобильной трассе расстояние от Вологды до Великого Устюга составляет 446 км, время в пути 7 часов без учета технических остановок. Такой продолжительный трансфер не очень удобен для туристов с детьми, если цель их путешествия только однодневное посещение Вотчины Деда Мороза – это программа «Заглянем к деду Морозу на денек», - отметили эксперты TUI.
Соответственно, туристы будут выгружаться стандартно – на станции Котлас-Южный. «Вологодский поезд нарастить турпотоки в Устюг не поможет, туристы пересаживаться не будут», - подвел итог Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора «Дельфин».
При этом эксперты отмечают, что значительная масса туристов по железной дороге добирается до Устюга самостоятельно. «Пакетных туров в Великий Устюг у нас нет, за исключением зимних экспрессов – это комбо-билет с проживанием в поезде и одним экскурсионным днем в Великом Устюге. В первую очередь, востребовано наземное обслуживание. Стоимость таких туров на новогодние каникулы начинается от 7’000 рублей с человека за 2-дневный заезд без дороги. Стоимость на Новый год начинается от 19’500 рублей с человека за 4 дня без дороги, включая проживание, экскурсии, питание, новогодний банкет и празднование новогодней ночи в Вотчине Деда Мороза», - прокомментировали в пресс-службе «Алеан». При этом, по словам экспертов, старт продаж начался в августе и на сегодня большинство популярных средств размещения уже проданы, но найти места еще возможно.
«По сравнению с аналогичным периодом прошлого года «Алеан» фиксирует почти двукратный рост популярности Великого Устюга как туристического направления. Свою роль сыграло несколько факторов. Во-первых, снижение стоимости туристического продукта – мы добились этого, предоставив гостям возможность самостоятельно добираться до отеля, без привязки к конкретному железнодорожному рейсу. Это удешевило турпродукт и расширило варианты выбора маршрутов для путешественников», - прокомментировали в пресс-службе туроператора. Кроме того, эксперты отметили и роль популяризации Великого Устюга как среди турагентов, например, с помощью рекламных туров, так и среди рядовых путешественников – за счет рекламы, в том числе в социальных сетях.
Впрочем, эксперты также отметили, что без трудностей не обходится. «На большинстве объектах Великого Устюга турпродукт подешевел или остался на прежнем уровне, что обусловлено падением спроса в прошлые годы. Аэропорт города не предназначен для большой авиации и прямых рейсов в него нет, отсутствуют и прямые железнодорожные маршруты в город, количество поездов в Великий Устюг, и соответственно железнодорожных билетов, ограничено. Всё это естественно сказывается на турпотоке», - отметили в «Алеане».
«Если говорить о стоимости, то на каникулах, в пик сезона, цены на тур стартуют от 16 тыс. плюс дорога, в целом получается около 24 тыс. При этом это два дня в городе и двое суток дороги. Для многих наших туристов в текущей экономической ситуации это уже долго и дорого», - оценил Сергей Ромашкин. Поэтому, по оценке эксперта, продажи на уровне прошлого года будут вполне хорошим результатом. При этом у «событийных» российских мест, по мнению собеседника, есть и еще одна серьезная проблема. «По моим оценкам, Вотчина уже достигла своего пика популярности, грубо говоря, все дети там уже побывали. На событийные проекты, в отличие от того же пляжного отдыха, популярность развивается волнообразно, и сейчас эта волна прошла», - отметил эксперт.
При этом он подчеркнул, что данная специфика важна не только для туроператорского внутреннего анализа. «Властям города и области в планах развития Устюга стоит учитывать статистику турпотоков. Причем для Устюга существенно количество маленьких туристов, взрослые фактически едут ради них – надо учитывать состав детей в турпотоке, его динамику и действовать по обстоятельствам. Если власти считают, что спрос есть и реальный потенциал для его роста также имеется – это одно, если же он стагнирует, а то и падает, время здраво задуматься, как вложить федеральные деньги в инфраструктуру, а не «хоронить» их в неокупаемых проектах», - резюмировал Сергей Ромашкин.
Фото: Турпром.ру