1 марта на официальном сайте Правительства РФ опубликовано постановление, утверждающее Правила оказания экстренной помощи туристам и финансирования расходов на нее. Оба правила прилагаются.
Даже при беглом рассмотрении документа возникает ряд вопросов. Основной: согласно тексту, экстренная помощь оказывается не только в случае невозможности исполнения или неисполнения туроператором обязательств по договору, но и в ситуации «ненадлежащего исполнения». А к этому понятию относится и заселение не в тот отель, и срыв экскурсии, и ненадлежащее питание и все остальное – по количеству пунктов договора. «Похоже, гора родила мышь, - заметил юрист Дмитрий Черепанов. – Кроме того, что формулировка «неисполнение обязательств» имеет очень широкое толкование, непонятно также, как помощь будет оказываться чисто технически. Если туроператор разбирает претензии только своих клиентов, то два человека в Турпомощи будут отвечать за всю Россию – от Владивостока до Калининграда. А времени на все про все, согласно Правилам, - 24 часа».
Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин согласился, что сроки назначены очень жесткие (в Италии, например, на оказание экстренной помощи выделяется трое суток), за 24 часа можно разве что принять решение, но не реализовать ее. Пояснил эксперт и возможное развитие событий согласно «ненадлежащему исполнению»: «Конечно, если в номере сломан унитаз, никто снимать с него туриста не будет. Его надо просто починить. Подразумевается, что экстренная помощь подключается только если туроператор неплатежеспособен. Детализировать и конкретизировать это и другие понятия предстоит в профессиональных правилах, которые должны быть разработаны в Ростуризме. Обращают на себя внимание и другие моменты, например, «помощь туристу оказывается… на основании обращения туриста» или «обращение туриста может быть направлено в объединение туроператоров любым способом, позволяющим установить автора обращения» и многое другое. Словом, вопросов очень много.