Ко всем проблемам испанского консульства добавилась новая. Участились случаи, когда людей, уже сдавших биометрические данные, вызывают на повторную дактилоскопию. Периодически это приводит к срыву поездок. В чем причины и что с этим делать?
Примеры из жизни
«Недавно у нас семья из четырех человек сдавала документы, и почему-то одного из них пригласили на повторную дактилоскопию. В итоге он отказался от поездки, так как не успевал вовремя оформить визу», – рассказал начальник визового отдела одной туроператорской компании, пожелавший сохранить инкогнито.
Подобные случаи были и у других туроператоров. В «Библио Глобусе» корреспонденту HotLine.travel сообщили, что в конце мая четверых туристов пригласили на повторную биометрию незадолго до предполагаемого отъезда в Испанию: «Они должны были вылетать в воскресенье, 28 мая, а в пятницу их позвали в визовый центр. Причина так и не выяснилась. В итоге одна пара аннулировала тур, а еще двое туристов купили новые билеты и улетели в понедельник».
В регионах другая ситуация. Визы там делаются гораздо дольше, чем в Москве, – от трех недель до месяца, но это и помогает избежать отмены поездок: при необходимости туристы успевают пересдать биометрию. Руководитель смоленского агентства «Орхидея-тур» Анна Никитина подтвердила, что такие случаи в последние месяцы нередки, она старается оповещать туристов заранее, и все благополучно вылетают на отдых.
Так или иначе, в профессиональной среде вызывает обеспокоенность сам факт, что в работе испанских визовых центров вскрылось еще одно слабое звено. Анализируя события, эксперты отмечают, что на пересдачу дактилоскопии вызывают не только аппликантов, впервые подавших документы, но также людей, которые уже ранее сдавали отпечатки и получали визу Испании или других стран шенгенского соглашения и чьи биометрические данные, соответственно, должны быть в общей базе.
В отсутствие официальных разъяснений от оператора визовых центров – компании BLS – эксперты высказывают разные мнения о возможных причинах проблемы.
На каком участке сбой?
По одной из версий, необходимость повторной сдачи биометрических данных возникает в тех случаях, когда сотрудников консульства не устраивает качество дактилоскопических снимков, поступающих из визовых центров. По словам руководителя визового отдела туроператора «Библио Глобус» в Санкт-Петербурге Анны Думченко, у пожилых людей и у тех, кто много работает с документами, частично стерты подушечки пальцев, поэтому качественных снимков не получается, и туристов вызывают на повторную биометрию.
Кроме того, по ее словам, хромает и обмен информацией между консульством и визовым центром – после того как отпечатки сданы повторно, информация об этом не сразу поступает в консульство, и последний шаг – вклейка визы в паспорт – откладывается на неопределенный срок. Зачастую это выясняется уже в последний момент, и тогда тур срывается, так как визу не успевают сделать вовремя. «Очень часто туристы из-за этого подают на туроператоров в суд, и в половине случаев выигрывают. Бывали случаи, когда финансовые потери пришлось возмещать визовому центру», – рассказала Думченко.
По другой версии, виной всему технические сбои, которые сейчас возникают чаще, так как в Испанию идет большой поток туристов, говорит Динара Хаертдинова, начальник визового отдела BSI Group. Евгений Лукашин добавляет, что сбои могут быть и в самом консульстве.
Есть также мнение, что возникли проблемы с доступом к прошлогодней дактилоскопической базе Испании, которая была собрана компанией VFS Global, и к общей базе дактилоскопических данных других европейских стран. По словам туроператоров, эти проблемы начались, когда отпечатки пальцев, собранные консульствами разных стран, решили объединить в единую базу. Данную версию косвенно подтверждает недавняя рекомендация испанского консульства сдавать биометрию всем аппликантам, в том числе и тем, кто ранее проходил эту процедуру в визовых центрах Испании и других стран.
Заместитель генерального директора VisaToHome Владимир Ларионов обращает внимание, что раньше аналогичный порядок действовал в дипмиссиях Швеции и Эстонии, а сейчас так делают итальянцы. «Скорее всего, консульства для упрощения работы собирают собственную базу данных как раз на случай любых неполадок техники», – полагает эксперт.
Мнение бывшего посла Испании в России
Версию технических сбоев подтверждает статья бывшего посла Испании в РФ Хосе Соррильи, недавно опубликованная в El Confidencial.
По мнению дипломата, МИД Испании совершило ошибку, когда прекратило сотрудничество с бывшим оператором визовых центров – компанией VFS Global – и заключило контракт с BLS. Кроме того, было приобретено программное обеспечение от компании Indra, у которой нет ни нормальной технологической платформы, позволяющей обрабатывать огромное количество визовых обращений, ни опыта разработки таких систем, пишет Хосе Соррилья. И добавляет, что недавно Гражданская гвардия проводила обыск в штаб-квартире Indra по подозрению в незаконном финансировании Народной партии Испании, проигравшей на выборах в национальный парламент.
«Упущенная выгода для испанской индустрии туризма измеряется в миллионах евро. Не говоря уже об ущербе репутации Королевства Испании в теме, касающейся не только туризма, но и эмоций, поскольку это затрагивает свободу перемещения людей», – комментирует дипломат. По его мнению, разумным решением было бы вернуть право на управление визовыми центрами Испании «фирме, которая прекрасно с ним справлялась в течение стольких лет».
Руководитель пресс-службы VFS Global Татьяна Жданова, комментируя ситуацию, подтвердила, что за всё время сотрудничества с консульством Испании нареканий на работу визового центра VFS Global от туроператоров и частных клиентов не было.
Со своей стороны, руководитель представительства BLS в России Санджив Чоудхари заверил корреспондента HotLine.travel, что IT-специалисты не докладывали ему ни о каких технических сбоях. Стало быть, для решения проблемы ничего не предпринимается? Если так, то это самое тревожное обстоятельство. Ведь впереди «высокий» сезон, и нагрузка на визовые центры Испании будет только расти.
Автор Денис Юлин