IATA оценила убытки авиакомпаний мира за период авиаколлапса в $1,7 млрд. Как говорится в сообщении, 17-19 апреля, когда авиационный кризис достиг пика, убытки перевозчиков составляли около $400 млн. в сутки. «На пике кризис затронул 29% мировой авиации, от него страдали 1,2 млн. пассажиров в сутки. Масштабы кризиса затмили последствия 11 сентября 2001 года, из-за которых воздушное пространство США было закрыто на три дня, - заявил глава IATA Джованни Бизиньяни. - Для отрасли, которая потеряла $9,4 млрд. в прошлом году и, как ожидается, потеряет еще $2,8 млрд. в 2010 году, эта ситуация может стать разрушительной». По словам главы IATA, тяжелее всего пришлось авиаперевозчикам, которые и так находятся в сложном финансовом положении. Прогнозировалось, что европейские авиакомпании потеряют $2,2 млрд. в этом году - больше всех в отрасли. Операторы аэропортов идут навстречу перевозчикам. А частности, лондонский "Хитроу" и аэропорт в Дубае отменили сборы за стоянку самолетов во время кризиса и изменения в расписании. Их примеру могут в ближайшее время последовать и другие аэропорты. Г-н Бизиньяни также обратился к правительствам стран с просьбой ослабить ограничения и временно отменить ряд запретов для авиакомпаний, включая ограничения на полеты в ночное время. Кроме того, глава IATA призвал не возлагать на авиакомпании ответственность за кризис и последовавшие отмены рейсов и найти возможность компенсации их убытков. «Этот кризис был вызван стихийным бедствием, которое никак не зависело от воли авиакомпаний. Страховщики определенно это понимают. Однако европейские правила о правах пассажирах не принимают это во внимание. Правила не предусматривают послаблений в чрезвычайных случаях и вынуждают авиакомпании оплачивать проживание, питание и телефонные переговоры пассажиров. Европейская комиссия должна срочно найти способ облегчить это несправедливое бремя», - считает г-н Бизиньяни. После событий 11 сентября 2001 года правительство США выделило $5 млрд., чтобы компенсировать издержки авиакомпаний. Еврокомиссия тогда разрешила государствам-членам ЕС предоставить аналогичную поддержку авиаперевозчикам. Джованни Бизиньяни полагает, что в этой ситуации следует действовать аналогичным образом. Предварительные убытки подсчитали и российские перевозчики. Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев сообщил, что с 15 апреля авиакомпания задержала более 40 тыс. пассажиров. Было возвращено более 4 тыс. билетов, стоимость которых компенсирована в полном объеме. «Аэрофлот» разместил за свой счет 1,3 тыс. пассажиров в гостиницах Москвы и около 2 тыс. пассажиров за рубежом. По словам г-на Савельева, потери перевозчика из-за ограничения полетов в Европу исчисляются миллионами долларов. «Мы справимся с этими убытками и какой-то особой помощи пока не просим», - сказал Виталий Савельев. Он подчеркнул, что «Аэрофлот» не будет в целях компенсации убытков повышать цены на билеты. Генеральный директор авиакомпании «Трансаэро» Ольга Плешакова заявила, что из-за отмены рейсов компания потеряла 18-20 млн. рублей. Убытки складывались из расходов на обслуживание пассажиров (питание, размещение), на дополнительную посадку дальнемагистральных рейсов в Марокко на дозаправку. Но основная часть потерь связана с возвратом авиабилетов.