Участники конференции «Яхтенный туризм», состоявшейся в рамках форума «Санкт-Петербург — морская столица России» в Петербурге, констатировали: пока всерьез говорить о развитии такого направления отдыха, как яхтенный туризм, в нашей стране приходится с трудом, - сообщает наш петербургский корреспондент.
В качестве примера заместитель генерального директора компании «Гранд Марин» Андрей Костин привел такой пример: желая пополнить запасы горючего, экипаж зарубежной яхты попробовал сделать это, находясь в одном из регионов на Волге.
«Когда подошло способное сделать это судно, оказалось, что его заправочный шланг в несколько раз больше, чем горловина заливного отверстия на яхте: иностранцы были в шоке... - рассказал он. - Надо честно признать: уровень развития инфраструктуры обслуживания яхт и катеров у нас в большинстве случаев таков, что не выдерживает никакой критики. Поэтому и желающих отправиться в сколько-нибудь длительное путешествие по воде на маломерном судне крайне мало».
Такое мнение вовсе не одиноко. К примеру, советник губернатора Калининградской области Алексей Клюнеев, рассказывая о перспективах строительства марин и яхтенных портов, не без сожаления сказал, что «если сравнить уровень развития этого направления туризма в соседней с нами Польше и в России, то это — небо и земля».
«Да, у нас запланировано появление около 30 портов для обслуживания маломерного флота, однако подавляющая часть из них находится на стадии проектирования. - отмечает он. - Вместе с тем этот вид туризма для нашего региона можно смело называть стратегическим».
Для того чтобы привлечь и развивать это направление туризма в Калининградской области, специалисты считают необходимым наличие двух яхтенных портов класса А (федерального значения), 8-ми – класса В и 9-ти – класса С (соответственно, регионального и муниципального значения). В регионе разработали программу развития инфраструктуры водного туризма на период до 2020 года, которая как раз и включает в себя строительство и оборудование сети яхтенных портов, гаваней и причалов для 4 тыс. маломерных судов, а также соответствующей береговой инфраструктуры.
Однако пока действует лишь пункт пропуска на реке Тростянка, где реализуется проект по организации комплексного обслуживания зарубежных яхтсменов.
Чтобы правильно оценить перспективы этого туристического направления, достаточно привести несколько цифр, характеризующих его состояние, к примеру, в регионе Балтийского моря.
По данным международной статистики, ежегодное количество судозаходов иностранных яхт в Таллинн составляет 6 тыс., в Турку – более 10 тыс., в Стокгольм – свыше 20 тыс., а оплаченные иностранными яхтсменами услуги по использованию береговой инфраструктуры исчисляются десятками миллионов евро.
В то же время в Питер, потенциал которого в перспективе эксперты оценивают не менее чем в 10 тыс. яхтенных судозаходов, в течение 2013 года совершили судозаходы менее 1 тыс. яхт, а в Калининградской области, в которой также взяли курс на развитие этого туристического направления, показатели еще ниже.
По мнению командора «Яхт-клуба Санкт-Петербурга» Владимира Любомирова, «интерес к таким турам за рубежом достаточно большой, однако когда наши коллеги узнают обо всех нюансах, связанных с путешествием на маломерном судне в Россию, они нередко от этой идеи отказываются».
Каковы перспективы сезона-2014 по части приема зарубежных яхт? В Петербурге, который как по объемам морского круизного туризма, так и яхтенного, в России остается безусловным лидером, ситуация изменится в лучшую сторону.
По данным диспетчерской службы специализированного пункта пропуска «Форт «Константин», если в течение навигации 2013 года здесь было обслужено немногим более 600 яхт из-за рубежа, то в этом их почти наверняка будет свыше 1 тыс.
В мае и июне «Константин» обслужил уже 170 зарубежных судов – примерно на 70% больше, чем год назад. А значит, перспективы принимать 10 тыс. яхтенных судозаходов в год у Петербурга все же есть.
Однако не только инфраструктура «тормозит» в России яхтенный туризм.
По мнению заместителя председателя Госкомитета по туризму Республики Карелия Андрея Волкова, принятые в последнее время многочисленные, подчас противоречивые нормы, привели к тому, что использовать маломерный флот в целях туризма стало гораздо сложнее.
В этой связи он предложил перейти к разрешительной системе, аналогичной применяемой в частном такси. «Это помогло бы не только избежать возможностей для коррупции, но и сделало бы гораздо более легкой использование маломерного флота для туристических целей», - уверен он.