Запад против «Мира» - аналитик Евгений Березовский — о приеме нацкарт за рубежом
Санкционные страсти не утихают. После отказа международных платежных систем продолжить работу на российском рынке под удар попала отечественная платежная система «Мир». Пока непрямой, ведь в санкционном списке ее нет, однако с ее обслуживанием за рубежом уже возникают трудности.
До февраля этого года большинство людей предпочитали использовать карты международных платежных систем — не только в силу многолетней привычки, но прежде всего потому, что этот пластик был универсальным. Иметь одну карту для расчетов в России, а другую — для поездок, очевидно, не самый удобный вариант.
Был и еще один весомый аргумент. Например, у Visa были повышенный кешбэк по премиальным картам и очень высокое страховое покрытие в рамках полиса для выезжающих за рубеж (до $1 млн). В общем, клиенты привыкли пользоваться Visa и Mastercard, а к «Миру» относились скептически.
Но февраль не оставил нам выбора. Сначала индустрия столкнулась с огромным дефицитом чиповых карт, и тогда НСПК разрешила сделать просроченный «пластик» бессрочным. Цены на сам «пластик» взлетели в 10 раз – с €1 до €10. А это огромные расходы для банков, особенно крупных. Но более серьезной проблемой стала блокировка электронных кошельков — Apple и Google. Сначала казалось, что отключение затронет только банки под санкциями, некоторые клиенты даже поспешили оформить новые карты в других банках, однако радость была недолгой: в скором времени весь рынок оказался в равном положении.Возвращение на шаг назад, когда наличие карты в кошельке — это ежедневная необходимость, было не из приятных. Но ситуация, когда стоишь на кассе с горой продуктов и с ужасом обнаруживаешь, что расплатиться нечем, — еще менее приятна. Многие клиенты давно привыкли к этому сервису и уже перестали носить с собой карточку, причем это была как раз самая платежеспособная категория клиентов. Отмечу здесь также, что необходимость носить с собой карту — это не только риск ее потери, но и риск оказаться один на один с банкоматом, который по каким-то причинам карту не вернул.
В общем, несколько месяцев ушло на то, чтобы осознать: нам еще долго придется жить с одной-единственной картой, и эта карта — «Мир». Хотя наши люди не привыкли сдаваться без боя и, конечно, попытались найти лазейку во внешний мир через карты Union Pay. Страшно вообразить, какой доход получили банки, которые откликнулись на этот спрос. Стоимость выпуска одной такой карты для клиента составляла от 20 тыс. до 25 тыс. рублей. Но в скором времени их обладатели столкнулись с ситуацией, когда транзакции и по этим картам блокировались зарубежными банками-эквайерами на том основании, что держатель карты — гражданин РФ.
Однако пока клиенты находились в поисках утраченной свободы оплачивать все, к чему привыкли, НСПК последовательно выходила на зарубежные рынки. Кстати, в свое время карта «Мир» задумывалась прежде всего как инструмент внутреннего рынка, о ее международной экспансии тогда никто и не заявлял. Сегодня же карты «Мир» работают в 11 странах, среди которых Турция, Армения, Белоруссия, Вьетнам и Казахстан. Представители еще восьми стран, среди которых Куба, Таиланд и Египет, говорили о готовности наладить сотрудничество с «Миром».
Однако не всем в мире эта экспансия по душе: вот уже неделю обсуждаются проблемы с оплатой «Миром» в Турции на фоне возрастающих угроз со стороны западных стран ввести санкции для лояльных банков. Однако, на мой взгляд, эта риторика ничем не грозит НСПК, и распространение карт «Мир» там, где есть для этого возможность, будет продолжаться. Потому что реальных механизмов отследить такие транзакции у западных контрагентов нет, ведь наш банк расплачивается с НСПК, а она, например, с турецким банком. Никакие другие стороны в этом не участвуют.
Мой оптимизм связан с тем, что многие страны хотят видеть у себя российских туристов (а для части из них это вообще вопрос выживания). И для этого нужно дать им возможность расплачиваться там картой, ведь ехать в отпуск с чемоданом наличных — не самый безопасный вариант. Я думаю, что и Турция в скором времени этот вопрос снимет с повестки, и к туристическому сезону карты «Мир» в этой стране будут приниматься без проблем.
То же можно сказать и о громких заявлениях ряда дружественных государств (например, Узбекистана) об ограничениях эмиссии своих карт для российских граждан, которые толпами ринулись открывать «пластик», с помощью которого можно оплачивать покупки в зарубежных магазинах и онлайн-сервисы. Я думаю, что эти заявления в первую очередь делаются не для наших граждан, а для иностранных партнеров. В реальности надо понимать, что для банков, которые дают такую возможность нашим гражданам — это очень доходный бизнес, и добровольно отказываться от него, никто не захочет.
Автор — директор департамента процессинга и платежных систем Новикомбанка
Евгений Березовский
Фото (с) m.vn.ru