Великая чартерная монополия

В этом году многие российские туристы могут оказаться жертвой противостояния между авиакомпаниями, интересы некоторых из которых открыто лоббируют чиновники транспортного ведомства. Росавиация распределила направления между основными перевозчиками, обязав всех остальных получать у них разрешения на выполнение чартерных рейсов в ту или иную страну. Это может привести к повышению цен на туры и сбоям в перевозках. Летний сезон еще не начался, но уже более тысячи туристов не смогли улететь или вернуться домой из-за запрета выполнять рейс. По мнению наблюдателей, ситуация искусственно создана чиновниками, которые в кризисный период решил поддержать крупнейшие авиакомпании. В первую очередь «Аэрофлот», бывший генеральный директор которого Валерий Окулов сейчас является заместителем министра транспорта России. Эта компания на минувшей неделе заявила, что не разрешит никому летать на те курорты, куда сама выполняет регулярные рейсы. Приказ 9-2 шьешь, начальник? Проблема развивается с июля 2008 года, когда Минтранс издал приказ № 92, регламентировав порядок допуска российских авиакомпаний к международным рейсам. Для получения «аусвайса» нужно было представить письмо согласования с назначенным от имени Российской Федерации перевозчиком, выполняющим рейсы по заявленной воздушной линии. Такой порядок объясняется наличием межправительственных соглашений, которые ограничивают количество летающих в ту или иную страну авиакомпаний. В такой ситуации комиссия Росавиация должна была выбирать лучшую из них, оценивая объем перевезенных пассажиров, наличие претензий и т.д. Полтора года об этом приказе практически никто не вспоминал. А в начале мая глава Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Александр Нерадько заявил, что создавшаяся «практика безусловно наносит ущерб регулярно летающим авиакомпаниям: Безоглядное развитие чартерного рынка не соответствовало интересам развития крупных регулярных перевозчиков. Больше непрогнозируемой выдачи разрешений на чартерные рейсы не будет», – заключил Александр Нерадько. Теперь конкурирующие с крупнейшими перевозчиками авиакомпании должны выпрашивать у «монстров» разрешение на выполнение чартеров в ту или иную страну, причем их выдача практически никак не регламентирована. В итоге некоторые из крупнейших перешли к тому, что напоминает открытый шантаж: 12 мая коммерческий директор «Аэрофлота» Андрей Калмыков заявил, что его компания никому не даст возможности выполнять чартерные рейсы на тех направлениях, где она является назначенным перевозчиком. В первую очередь речь идет о полетах в Ираклионе (Крит) и Ларнаку (Кипр), хотя в целом в монополии «Аэрофлота» находится аж 15 популярных направлений. Более того, Андрей Калмыков намекнул туроператорам (и, соответственно, самим путешественникам), чтобы «они не очень-то рассчитывали на перевозку туристов другими авиакомпаниями». Стоит отметить, что 92-ой приказ уже аукнулся на простых туристах – еще 30 марта около полутора тысяч пассажиров авиакомпании Red Wings не могли улететь в Египет и вернуться оттуда домой. Рейсы были задержаны из-за отсутствия соответствующих согласований. Вас тут не летало Конкуренты бьют тревогу. Шесть российских авиакомпаний обратились в Минтранс с коллективным письмом в котором содержится требование отказаться от практики согласования чартерных программ с назначенными перевозчиками. Кроме небольших компаний «притесненных» действующими процедурами, обращение подписала и «Трансаэро», сама являющаяся назначенным перевозчиком по ряду направлений: «На рынке перевозок не должно быть места монополизму, суть которого предопределяет диктат цен и снижение доступности туристического продукта для потребителей, – заявили в пресс-службе авиакомпании «Трансаэро». – В соответствии с приказом Минтранса №92 отказ в согласовании чартерных рейсов с назначенным на маршрут регулярным перевозчиком не является причиной для запрета в выполнении полетов. Межправительственные соглашения о воздушном сообщении с другими государствами также не содержат норм, регулирующих отношения между властями и авиапредприятиями одной страны. Таким образом, окончательное решение в каждом случае остается только за Росавиацией, имеющей права и обязанности выполнять функцию регулятора». В Министерстве транспорта РФ попытались успокоить возмущенных авиаперевозчиков и туроператоров. Директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Владимир Тасун пояснил, что 92-ой приказ будет применен лишь в отношении трех стран – Греции (Ираклион), Кипра (Ларнака) и Болгарии (Бургас, Варна). «По всем остальным направлениям вопрос о допусках будет решать Росавиация. Поэтому предупреждение некоторых перевозчиков, что по «назначенным» направлениям никто кроме них летать не будет – «пустая угроза». Сейчас разрабатывается процедура «передачи» назначенному перевозчику пассажиров чартерных авиакомпаний, которые до получения допуска уже подписали контракт с туроператором. При этом, не смотря на то, что регулярные перелеты минимум на 20 процентов дороже чартерных, министерство, по уверению Владимира Тасуна, будет контролировать, чтобы эта «передача» осуществлялась без каких-либо доплат. В компании SkyExpress мало верят таким обещаниям: «Забота о флагмане российской авиации понятна, но кто позаботится о пассажирах, которые рассчитывают на недорогие туры, заранее заказывая у туроператоров доступные путешествия с вылетом из удобного аэропорта? Теперь они получат, в лучшем случае, поездку по той же цене, но не из Шереметьево, а вероятнее всего – с доплатой 100-200 долларов и неудобный аэропорт», – уверены в пресс-службе этого авиадискаунтера. Состоявшаяся 13 мая коллегия Росавиации, на которой обещали решить спорный вопрос, лишь запросила информацию. Новое заседание должно состояться до конца мая. В пресс-службе самого«Аэрофлота» также пока не смогли прокомментировать ситуацию. Количество или качество Независимые эксперты убеждены, что от монополизма пострадают в первую очередь простые туристы: «Назначенные перевозчики из числа крупных авиакомпаний стали более жестко преследовать конкурентов, следствием чего стали проблемы с выполнением чартерных рейсов на ряде направлений, – констатирует Роман Захаров, главный редактор отраслевого журнала «Линия полета». – В ряде случаев они уже превышают цены на регулярные рейсы. И все это означает для пассажира только одно: цены на чартеры будут увеличиваться и далее. Любое государство, поддерживающее принципы рыночной экономики и защищающее права потребителей, должно не допустить возникновения подобной ситуации. Но в России же все получается ровно наоборот: зарегулированность рынка авиаперевозок, явные успехи отдельных игроков рынка в лоббировании своих интересов через уполномоченные госорганы, абсолютное непонимание проигрышности подобной тактики с точки зрения общих перспектив гражданской авиации и туротрасли - все это наши сегодняшние реалии», – констатирует г-н Захаров. В тоже время крупные авиакомпании подчеркивают, что проводимая политика направлена и на защиту качества предоставляемых перевозчиками услуг. Так, в «Трансаэро» отмечают, что рынок международных чартерных перевозок должны быть защищены от ненадежных и финансово неустойчивых авиакомпаний, а «критериями допуска должна быть способность авиаперевозчиков обеспечить надлежащий уровень безопасности полетов, наличие у них резервных бортов и позитивный опыт предыдущей работы». Такая позиция подтверждается статистикой той же Росавиации: в апреле безусловным лидером по числу задержанных рейсов и количеству пострадавших из-за таких сбоев пассажиров стала авиакомпания «Небесный экспресс» (Sky Express). Однако не факт, что монополизировав рынок тот же «Аэрофлот» справится с возросшей нагрузкой и будет доставлять всех пассажиров без задержек.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Авиаперевозки»

Декабрь 23, 2024 - 02:57

Роспотребнадзор совместно с Министерством транспорта РФ (https://t.me/Mintrans_Russia) подготовили памятку с разъяснением того, как действовать при задержке рейса.

 

Декабрь 19, 2024 - 16:50

Etihad Airways, национальная авиакомпания ОАЭ, 15 декабря 2024 отметила запуск еще одного нового направления - Найроби, что стало  очередным достижением в этот замечательный год активного расширения ее маршрутной сети.

 

Декабрь 17, 2024 - 14:41

Ереван — один из старейших и самых уютных городов мира. Для россиян сегодня это также один из наиболее удобных транзитных хабов с безвизовым режимом и регулярным прямым авиасообщением из 17 городов страны, включая Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Минеральные Воды, Новосибирск, Самару и другие. С 1 декабря к списку добавится Волгоград.

 

Декабрь 14, 2024 - 02:56

Как выяснил “КоммерсантЪ”, Минтранс установит новый порядок выдачи допусков для перевозчиков на международные рейсы. Заявки будут приниматься онлайн, их рассмотрение будет проходить без участия авиакомпаний, и одним из факторов будет наличие в парке отечественной техники.