22 мая в рамках II Столыпинского форума прошла тематическая секция «Индустрия гостеприимства» (туристическая отрасль, рестораны, санаторно-гостиничные комплексы и так далее). На ней рассматривались предложения Дорожной карты по развитию несырьевого сектора экономики, подготовленной Институтом экономики роста им. П.А.Столыпина.
Сегодня производительность труда (отношение добавленной стоимости к количеству рабочих мест) в российской туристической отрасли составляет всего 269,2 тыс. рублей в год, констатируется в Дорожной карте. Для сравнения - в Германии аналогичный показатель составляет 2 млн. руб., во Франции - 3,3 млн. рублей в год (в эквиваленте).
Территориально сектор развит сверхнеравномерно. Больше половины всей добавленной стоимости в каждой из подотраслей концентрируется в 10 регионах: крупнейших агломерациях и туристических регионах (Краснодарский край, Республика Крым, Приморский край).
Один из факторов, сдерживающих рост внутреннего турпотока – высокая стоимость туристических продуктов для российских граждан. В среднем, 1 путешествие внутри страны обходится в 45 850 рублей на человека, или 9,8 % годовой заработной платы трудоустроенного человека. Для сравнения, в Турции этот показатель равен 3,6 %, в Германии - 2,2 %, в Канаде - 1 %. Результат закономерен: количество турпоездок на 1 россиянина в год составляет 0,15, в Германии этот показатель выше в 5 раз, в Канаде в 9 раз, во Франции в 11 раз.
Меры, заложенные в «Дорожную карту», позволят к 2024 году более чем вдвое увеличить среднее число турпоездок в год на одного россиянина – с 0,15 до 0,36. К 2037 году показатель может вырасти в 9 раз, до 1,34. Средний расход на одного туриста планируется резко снизить, с 45,8 тыс. до 7,5 тыс. рублей за поездку - за счет развития эно-гастротуризма, спортивного туризма, социального (для пожилых людей) и прочих видов туризма, потенциал которых в значительной степени не реализован.
Весь рынок внутреннего туризма, с учетом привлечения граждан России, использующих зарубежные туристические продукты, может вырасти с 38 до 45 млрд. долларов к 2024 году и 57 млрд. долларов к 2037 году.
Достичь этого планируется за счет снижения регуляторной и налоговой нагрузки, повышения доступа к кредитным ресурсам, стимулирования спроса, масштабного запуска программ государственно-частного партнерства.
В основу развития, как и в других разделах Дорожной карты, предлагается положить кластерный принцип. Наиболее перспективными кластерными проектами в России названы:
• Золотое Кольцо (Ярославская, Московская, Владимирская области)
• Туристско-рекреационный кластер «Белокуриха» (Алтайский край)
• Байкальский кластер экологического туризма (Иркутская область)
• Кластер здоровья для людей пенсионного возраста (Кабардино-Балкария)
• «Рыбалка-охота» (Карелия)
• Плато Плуторан (Красноярский край)
• кластер детского туризма – Анапа (Краснодарский край)
• «Винные дороги Кубани» (Краснодарский край)
• Камчатка (Камчатский край)
«Потенциал внутреннего туризма России используется не более чем на 10%, отметил модератор секции, председатель совета директоров ПАО «Абрау-Дюрсо» Павел Титов. -А между тем туристический сектор обладает самым большим мультипликативным эффектом по влиянию на приток инвестиций во всю экономику».
Пресс-служба Бориса Титова
Фото infox.ru