Согласно опубликованной недавно официальной статистике Международной ассоциации конференций и конгрессов (ICCA), в ее мировом рейтинге за 2016 год Петербург занял 88-ю строчку, а в европейском - 45-ю. Радоваться нечему: в течение ряда лет наш город топчется вокруг одних и тех же позиций, а цель к 2020-му войти в первую десятку конгрессных центров Европы и в двадцатку на уровне мира по-прежнему остается труднодостижимой.
Конечно, ICCA учитывает только события, отвечающие ее критериям: из сотен проходящих в Петербурге деловых мероприятий под ее стандарты подпадают не все. ICCA берет в расчет лишь системные международные, которых за весь 2016-й в северной столице набралось 29. Еще ниже в рейтинге оказалась Москва - 27 учтенных событий. По сравнению с лидерами рейтинга Петербург и Москва, мягко говоря, не смотрятся. В каждом из городов первой двадцатки ежегодно проводится в три, а то и в семь раз больше конгрессов. Да и в целом Россия, по итогам прошлого года занявшая 42-е место в мире и 21-е в Европе с общим количеством 76 бизнес-событий, на мировом уровне выглядит деловым карликом: в США за год проведено 934 мероприятия, а один только Париж принял 196. В течение многих последних лет выше 70-го места наш город не поднимался.
Высокие цены на гостиницы. Сложности с паспортно-визовым контролем. Отсутствие продуманной политики в сфере делового туризма... Эти проблемы известны давно. И все они, к сожалению, остались.
Однако положительные изменения в городском сегменте делового туризма есть. С его инфраструктурой, на которую раньше все систематически жаловались, стало явно лучше. И современный аэропорт появился, и отличный конгрессно-выставочный центр. Полно качественных отелей. И даже конгресс-бюро, призванное привлекать деловые мероприятия и продвигать город, имеется. Прошедший ХХI Петербургский международный экономический форум доказал, что потенциал у северной столицы для развития мирового делового туризма очень хороший. Однако избавиться от вторых ролей, которые северная столица нередко играет в этой сфере, нам никак не удается. Что же в первую очередь мешает теперь?
Одним из главных препятствий специалисты по-прежнему считают необходимость получения визы. Да, если речь идет о десятке-другом бизнесменов, ее получение вряд ли становится барьером. А если гостей сотни или тысячи? Дополнительные затраты (как документальные, так и денежные) организаторов в этом случае ведут к тому, что им проще и дешевле провести конгресс или деловую встречу где угодно - только не в Петербурге. Не случайно первыми получателями электронных виз для иностранцев, прибывающих в РФ через наш город, могут стать как раз деловые туристы. «Действие электронных виз стоило бы распространить на две категории гостей - бизнесменов и профессиональных спортсменов», - считает губернатор Георгий Полтавченко.
Еще один тормоз в развитии питерского делового туризма - город пока так и не стал транспортным хабом, а поток международных пассажиров остается небольшим. Между тем лидеры рейтинга ICCA, как правило, являются и крупными международными авиахабами. Только один аэропорт Парижа («Шарль де Голль») пропускает через себя за год почти 65 млн авиапассажиров. Лондонский «Хитроу» - 75 млн. Барселона - 37,5 млн человек. А Петербург в 2017-м обслужит около 15 млн пассажиров, из которых международными рейсами воспользуются не более 5 - 6 млн человек.
Основной проблемой нашего города как центра делового туризма эксперты по-прежнему считают его слабую известность в мире в данном качестве. Безусловно, постоянное попадание в верхушку рейтинга TripАdvisor - хорошо. Однако для успеха в сфере делового туризма этого мало - это не тот ресурс, на который ориентируются профессионалы. Нужна известность в узких кругах организаторов крупных сетевых международных мероприятий. А таковой пока нет, поскольку на продвижение Петербурга в этом направлении мы тратим примерно столько, сколько средней руки европейский городок. А каких-либо прорывных идей, способных быстро (и недорого) повысить наш деловой имидж, не появляется.
Фото СПб Ведомости/Иллюстрация Concept-Photo/shutterstock.com