Новая экспозиция посвящена борьбе Древнерусского государства с иностранной военной агрессией.
Открывает ее масштабное, недавно законченное полотно главного художника музея Евгения Емельянова «Битва со шведами на Неве», посвященное победе Александра Невского, небесного покровителя Петербурга, над шведским воинством в 1240 году. Его дополняет специально созданный под него предметный план, что создает эффект небольшой диорамы. В оформлении комплекса использованы архитектурные элементы, показывающие зрителю каменную и деревянную Русь. Впервые будут представлены подлинные рабочие барельефы русичей и монголов скульптора Л.В.Разумовского, с которых отливали пластмассовые миниатюры, знакомые каждому советскому мальчишке. В комплекс вошли и графические работы Е. Емельянова с изображениями русских воинов, а также их противников – кочевых племен Восточной Европы, тевтонцев, монголов и др.
Знаменательно, что презентация нового полотна Е. Емельянова происходит в год 300-летия перенесения мощей Святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург.
Более того, по дореволюционной и церковной традиции день рождения князя отмечался 30 мая, что соответствует 12 июня по григорианскому календарю. Таким образом, день рождения Александра Невского, совпадает с государственным праздником – Днем России.
Главными экспонатами новой экспозиции станут памятники материальной культуры древнерусского государства из собрания музея.
Это, в первую очередь, археологические памятники XII – XIII вв., в том числе комплекс боевого снаряжения и вооружения древнерусского воина и его коня, найденный во время археологических раскопок, города Изяславля – одного из крупных центров Галицко-Волынской Руси. Город был уничтожен монголо-татарами в 1240 г. Вероятно, дружинник погиб во время обороны города. Такое снаряжение типично для княжеского дружинника того времени.
Особый интерес вызывает железная стрела для самострела середины XII в. длиной более полутора метров. Она хранились в Успенском соборе во Владимире при замурованной гробнице князя Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского), умершего в 1164 г. Один из летописцев сообщает, что Изяслав для похода на «супротивных» (т.е. врагов») устроил себе «самострельные оружия стрелы железные великие».
Такие стрелы упоминаются уже в «Слове о Полку Игореве» под названием «шерешири» (возможно искаженная форма персидского слова «тир-и-черх» - стрела или снаряд «черха» – громадного самострела, употреблявшегося на Востоке для стрельбы взрывчато-зажигательными стрелами и снарядами). Такая стрела могла быть предназначена только для метания из «самострельной машины» и служила для переноса воспламеняющих составов.
Неподалеку – редчайшие образцы западноевропейского огнестрельного оружия XIV – XV веков: бомбарда на деревянном станке, реконструированном в XIX в., и две казнозарядные пушки. Наибольший интерес представляет орудие более крупного размера. В 1852 г. оно было поднято со дна Балтийского моря у берегов Дании и в том же году датским королем Фредериком VII, оно было подарено российскому императору Николаю I. В Артиллерийский музей пищаль поступила в 1876 г. из Царскосельского арсенала. Почетная роль выпала на ее долю в 1889 г.: во время празднования 500-летия русской артиллерии, проходившего в Артиллерийском музее, эта пищаль «играла роль» первой русской пушки.
Вызывают интерес современные реконструкции оружия и защитного вооружения русских дружинников, рыцаря Ливонского ордена и тяжеловооруженного монгольского воина времен хана Батыя, выполненные на основании исторических исследований из аутентичных материалов на основании старинных технологий.
В центре экспозиции размещается макет-диорама «Куликовская битва», которая передает ее кульминационный момент – удар русского Засадного полка в спину войскам хана Мамая, решивший исход сражения, воспроизведен на макете, представленном в зале.
Макет дополняет витрина с копьем, найденном на месте знаменитого сражения. Есть все основания полагать, что оно было в руках у одного из русских воинов, оборонявших родную землю во время Мамаева побоища, как еще называют Куликовскую битву, 8 сентября 1380 года. Подлинное древко копья не сохранилось. Однако «новодельный» вариант до сих пор хранит на себе прикрепленную латунную табличку с надписью: «Копие найденное в земле в 1880 году при раскопке на Куликовом поле в Тульской губернии Епифанского уезда. Копие сие разило татар во времена Мамаева побоища в 1380 году при Дмитрие Донском. Получено в подарок от члена Археологического общества А.Т. Бахрушина».
Среди других подлинных образцов вооружения – уникальный каролингский меч IX – X вв., навершия булав, боевые топоры, наконечники стрел различных типов.
В одной из витрин демонстрируется так называемый тюфяк, прототип первых артиллерийских орудий. Впервые о них упоминается в 1382 году в летописных известиях об обороне Москвы от золотоардынского хана Тохтамыша. На экспозиции можно увидеть и ранние предшественники ручного огнестрельного оружия – стволы пищалей XIV – XV веков, заложившие в будущем основы для пистолетов и ружей.
О фортификационном искусстве Древней Руси рассказывает макет Золотых ворот, построенных во Владимире в XII веке.
Дополняют экспозицию живописные работы, выполненные в начале XX века. Так работа П. Холоднина «На Царьград. 907 г.» (1925 г.) посвящена походу князя Олега на Константинополь (Царьград), который увенчался победой русского войска над Византией. На картине изображен вооруженный отряд русских ратников на походе
В постоянных походах прошла жизнь другого киевского князя – Святослава Игоревича (945–972), скульптура которого работы Е. Лансере представлена в зале. Рядом можно увидеть портрет сына Святослава, киевского князя Владимира Святославича (980–1015), который прославился не только как креститель Руси, но и храбрый воин.
Также представлен портрет московского князя Дмитрия Ивановича (1359–1389), который одержал решительную победу над войсками хана Мамая в битве на Куликовом поле, за что был прозван Донским.
Новый раздел «Древняя Русь между Востоком и Западом» станет частью постоянно действующей экспозиции музея.