Редкий случай, когда в стенах старейшего военного музея России открывается выставка, посвященная не какому-то известному военачальнику или оружейнику, а композитору!
Однако это не удивительно, ведь Цезарь Кюи прожил как будто бы сразу несколько жизней. Поразительная работоспособность, помноженная на выдающееся дарование, сделала из него человека, оставившего заметный след не только в музыке. Кюи прославился еще и как талантливый инженер-фортификатор. И эта страница в его биографии, была не менее яркой, чем композиторская деятельность мастера. Цезарь Кюи вошел в историю и как автор многочисленных музыкальных произведений, и как автор целого ряда весомых трудов по фортификации. По его учебникам учились многие поколения российских офицеров. Его работы по фортификации переводили за границей, а известные зарубежные фортификаторы состояли с ним в переписке, обсуждая новинки военно-инженерного дела.
Родился Цезарий-Вениамин Кюи 6 (18) января 1835 г. в Вильно, с самого детства проявлял большой интерес к музыке, но отец считал, что будущая профессия должна приносить стабильный доход. Поэтому спустя годы по его настоянию Цезарь поступил в инженерное училище в Петербурге, а после отучился в Николаевской военно-инженерной академии. По ее окончании Цезарь Кюи был назначен репетитором по топографии при Николаевском инженерном училище, но после этого больше двадцати лет не получал никакого продвижения в должности. Всему виной была музыка, которой он посвящал всё свободное время. Дело в том, что начальник Николаевской инженерной академии и училища генерал Тидебель относился к Кюи с определенным недоверием, его смущало то, что Цезарь Антонович кроме преподавания находил время, чтобы писать музыку, более того – оперы. Тидебаль предполагал, что занятия музыкой проходят в ущерб служебным обязанностям. От отчаяния летом 1878 г. Кюи попросил командировать его в Турцию для осмотра укреплений, построенных накануне и во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Цезарь Антонович посетил Константинополь, Сан-Стефано, Адрианополь, Шипку, Плевну и другие места боёв. Он осмотрел фортификационные сооружения и составил сравнительную характеристику русских, турецких и румынских укреплений. После возвращения в Петербург Кюи опубликовал статью «Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий в европейской Турции», сопроводив её чертежами. Это выдающееся исследование радикально изменило дальнейшую биографию Цезаря Кюи. Оно было переведено на многие языки, а сам автор стал известнейшим авторитетом в области фортификации. Он читал лекции по собственному курсу в Николаевской инженерной академии, Михайловской артиллерийской академии и в Академии Генерального штаба, регулярно публиковался в военной прессе. Также Цезаря Антоновича начали приглашать выступать с сообщениями в штабе Гвардейского корпуса.
Начиная с 1880-х годов у Цезаря Антоновича, появились «высокопоставленные ученики». Он преподавал фортификацию сыновьям Александра II и Александра III, включая цесаревича Николая Александровича (будущего императора Николая II), другим членам дома Романовых, представителям рода Мекленбург-Стрелицких, и даже сыну короля Таиланда Рамы V Чулалонгкорна – Чакрабону Пуванату, принцу Питсанулоку, который в дальнейшем стал фельдмаршалом и начальником Генерального штаба армии Таиланда. Среди учеников Кюи был и прославленный генерал Михаил Скобелев. Во время подготовки к Ахал-Текинской экспедиции (декабрь 1880 – январь 1881 г.) Скобелев совещался с Кюи по инженерным вопросам, и Цезарь Антонович составил для него записку с рекомендациями. Возвратившись с победой из этого похода, Скобелев писал Кюи: "Я не забыл давнопрошедшее, когда был плохим Вашим учеником, не забыл позиций под Константинополем, наконец, главное, не забыл тех ценных советов, которыми в значительной степени достигнуты наши последние успехи под Геок-Тепе", имея в виду завершение одной из самых удачных туркестанских кампаний.
Признанием заслуг Кюи в военной сфере послужило производство его в чин инженер-генерала (соответствует генерал-полковнику). И все это время Цезарь Кюи не переставал заниматься музыкой. Он создал 14 опер, и написал почти 300 романсов, много выступал в печати как музыкальный критик, пропагандируя творчество членов балакиревского объединения, так называемой Могучей кучки, как в России, так и за рубежом. Цезарь Кюи стал признанным авторитетом во всех сферах своей деятельности, он был членом многих российских и иностранных музыкальных обществ и научных академий. Даже после революции он продолжал оставаться профессором трех военных академий. Правда, служба новой власти для него продолжалась совсем недолго.
Поэтому особым смыслом теперь наполнены воспоминания Ц.А. Кюи, составленные им накануне революционных событий 1917 г.:
«Мне 82 года.
За это время, на моей памяти свечи со щипцами, чтобы снимать нагаръ и колпачкомъ, чтобы тушить (я ихъ засталъ еще въ родительскомъ доме) превратились въ электричество.
Извощичьи дрожки <…> превратились въ автомобили.
Ружья с шомполомъ, заряжающиеся съ дула (съ ними мы производили строевые ученья) стали скорострельными.
<…>
И весь этотъ чудовищный материальный прогрессъ совершился въ немногие года. А нравственный прогрессъ за это же время привелъ къ чудовищной безпощадной безконечной войне между самыми цивилизованными народами Европы. Точно человечество задалось целью со страшными затратами и усилиями истребить и уничтожить то, что было имъ же создано съ такими же затратами и усилиями.
Доживу-ли я до более светлых дней?
Январь 1917.»
Скончался Цезарь Антонович Кюи в Петрограде 26 марта 1918 г. и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. В 1930-х гг. его прах и надгробие были перенесены в Некрополь мастеров искусств (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры) и помещены рядом с могилами друзей по Могучей кучке – Балакирева, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова.
* * *
На новой выставке в Музее артиллерии можно узнать о деятельности Цезаря Кюи как выдающегося военного инженера. В витринах будут представлены его научные труды, учебники, разработанные курсы лекций, рукописи с его конспектами. В одной из них содержатся уникальные собственноручные заметки Ц.А. Кюи о бронебашенных установках в крепостях с набросками схем, чертежей и рисунков и пояснениями к ним. Как известно, именно Цезарь Антонович стал первым среди русских военных инженеров, кто предложил использовать установки, которые были на военных морских судах, на суше. Несколько рукописей содержат подготовленные Цезарем Антоновичем биографии его выдающихся коллег по венному делу – инженеров К.И. Шильдера и Э.И. Тотлебена, а также текст собственной автобиографии.
Отдельного упоминания заслуживает рукопись программы занятий по фортификации Ц. Кюи с великим князем наследником цесаревичем Николаем Александровичем. В этом документе Цезарь Антонович пишет, в частности, что курс фортификации должен отличаться полнотою содержания, сжатостью изложения, без деталей, мелочей, ненужных цифр, а базироваться на основах науки, имея связь с тактикой, артиллерией, стратегией, на ее значении, как в полевых сражениях, так и в общей системе обороны государства.
Выставку дополняет широкий изобразительный ряд, особую ценность которому придает литография «Генерал-лейтенант Ц.А. Кюи», выполненная по рисунку И.Е. Репина. Здесь же можно увидеть портреты и других известных военных инженеров, именитых учеников Цезаря Антоновича, а также литографии с изображениями эпизодов Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Адрес музея: г. Санкт-Петербург, Александровский парк, 7
(Станция метро «Горьковская»)