10 ноября произошло событие, которое в России ожидали много лет – кто-то с нетерпением, кто-то – с раздражением: рабочая группа ВТО (не та что Всемирная туристическая организация, а та, что Всемирная торговая) одобрила протокол о присоединении к организации России. И хотя сам протокол рассчитывают подписать 15–17 декабря, а ратифицировать документ в течение полугода, вопрос можно считать решенным. Страна, как и более 150 других членов ВТО, должна будет соблюдать общие обязательства до доступу на рынки товаров и услуг. Надо полагать, и туристических. О том, что ожидает отрасль после вступления в ВТО, – мнения экспертов.
Экс-президент "Мегаполюс турс" Эдуард Кузнецов уверен, что вопрос не следует рассматривать в плоскости усиления конкуренции в связи с наплывом иностранных производителей туруслуг – те, кто хотел прийти, уже пришли. «Основная опасность – возможное обесценивание рубля. Иначе как таким путем сохранить в стране производство, защитив отечественного производителя, мне не представляется возможным. Ведь ВТО предполагает открытие рынков. Ну а отсюда все вытекающие: платежи туроператоров перед иностранными партнерами производятся в иностранной валюте», – высказал свою точку зрения Эдуард Кузнецов. С тем, что происходящее может возыметь для туррынка лишь косвенные последствия, согласен и гендиректор «Русского Экспресса» Тарас Кобищанов: «Никаких ограничений для иностранных туроператоров не было и нет. Другое дело – авиационная отрасль, которую душат несоизмеримо высокие – по сравнению с зарубежными – пошлины на ввоз техники. Может поменяться и рынок речных круизов. Пока иностранным компаниям с судами класса река-река и река-море оперейтинг в России заказан, а состояние нашего флота известно».
Логично предположить, что вступление в ВТО откроет российское небо иностранным авиакомпаниям, что положительно скажется на конкурентной среде в области перевозки, в том числе и туристической. Ответ на вопрос, заданный директору консалтинговой компании Борису Рыбаку, разочаровал: «Проблема «открытого неба» напрямую не связана с членством в ВТО, поэтому никаких кардинальных изменений ждать не приходится. Однако процесс, безусловно, очень поспособствует продвижению авиавластей к либерализации нашего воздушного пространства».