Выставочный проект посвящен образу Павловска в произведениях Императорского фарфорового завода конца XIX – первой четверти XXI века из собраний АО «Императорский фарфоровый завод» и Музея-заповедника «Павловск».
Среди дворцово-парковых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов трудно найти место более романтическое, чем Павловск, который не один век служит источником вдохновения для художников Императорского фарфорового завода.
История Павловска и Императорского фарфорового завода тесно переплетены: Августейшая фамилия заказывала на заводе парадные сервизы, вазы и другие предметы для украшения дворцовых интерьеров. Владельцы Павловска неизменно получали в дар фарфоровые изделия по значимым праздникам.
Сюда всегда приезжали молодые и заслуженные художники, скульпторы, мастера декоративно-прикладного искусства и воспроизводили образы Павловска в своих произведениях. Так, в советское время музейная коллекция пополнилась работами ЛФЗ им. М. Ломоносова, среди которых был специально изготовленный ведущими художниками завода Е.Г. Фирсовой и С.В. Яковлевой сервиз в честь 200-летнего юбилея дворцово-паркового ансамбля. В 2011 году Ольга Белова-Вебер создала сервиз «Павловск», продолжающий традицию воспроизведения достопримечательностей пейзажного парка в резервах. Выполненный на форме «Александрия», восстановленной по образцу первой половины XIX века, сервиз посвящен архитектурным пейзажам Павловского парка.
К ранней истории существования любимой резиденции великой княгини Марии Федоровны обращается Любовь Цветкова при создании сервиза «Мариенталь». Роспись на предметах этой серии – это игривая стилизация рисунка цветочных партеров, некогда существовавших около одноименного дворца. Скульптурное убранство Больших кругов Павловского парка можно увидеть в дымчатой росписи декоративного блюда Нелли Петровой «Павловск. Аллегория "Мир"» (2018) и чайных парах, исполненных Г.Д. Шуляк в 1978 году.
Об одной из традиций царских резиденций – содержании экзотических зверей и птиц – напоминает скульптурная композиция Анны Трофимовой «Птичья горка» (2019). Выразительные фигуры фазанов, цесарки и куропаток отсылают к Вольеру и Зверинцу, которые были созданы в Павловске в 1780-х годах по проекту архитектора Чарлза Камерона. Подчеркнуть значимость возрождения знаменитого Павловского Музыкального вокзала помогают комплекты Сергея Соколова «Соната» и «Серенада».
Под впечатлением от ежегодного павловского фестиваля «Императорский букет» Любовь Цветкова создала декоративную композицию «Тайный язык цветов». Она состоит из пластов, на которых изображены персонажи в костюмах XIX века – юноши и девушки, олицетворяющие цветы. Цветочная тема на выставке представлена не только росписью на фарфоровой плоскости, но и белоснежными скульптурами, созданными по технологии «лепесток к лепестку».
Специально для ежегодного фестиваля «Сиреневый променад» в 2023 году Юлией Ниловой был создан сервиз «Сирень» на шесть персон и преподнесен в подарок музею-заповеднику. Сирень любили все владельцы Павловска, начиная с императрицы Марии Федоровны: ветви сирени можно увидеть в росписи стен ее комнат в Павловском дворце и в оформлении Розового павильона.
Выставка «Фарфор. Грезы о Павловске» — многостороннее отражение впечатлений, дарованных дворцово-парковым ансамблем, вдохновение прошлым и настоящим Павловска, запечатленное в произведениях Императорского фарфорового завода.
Выставка представлена в Музее костюма и продлится до 6 июля 2025 года.
Фото Pavlovskmuseum.ru