28 июня 2024 года в Нижегородском государственном художественном музее открывается передвижная выставка «По России в свите Наследника…», подготовленная Музеем-заповедником «Павловск».
Она приурочена к 200-летию со дня рождения художника Алексея Боголюбова.
Именно глазами Боголюбова, известного пейзажиста и мариниста, современные жители столицы Приволжского округа смогут взглянуть на свой город середины XIX столетия. Зарисовки нижегородских достопримечательностей наряду с видами других городов художник сделал во время путешествия по России в свите наследника российского престола – великого князя Николая Александровича (старшего сына императора Александра II). Три месяца путешественники передвигались на пароходах, в экипажах и по железной дороге от Санкт-Петербурга до Петрозаводска по Мариинской системе, Шексне и Волге, по Дону через Азовское и Черное моря в Крым. По завершению поездки Алексей Боголюбов преподнес цесаревичу альбом рисунков, 70 из них представлены на выставке.
Составляя альбом рисунков, художник обычно посвящал каждому городу не более двух-трех сюжетов, а вот Нижнему Новгороду – целых восемь. Пять из них можно увидеть в экспозиции: «Благовещенская площадь в Нижнем Новгороде», «Железный биржевой дом», «Чайный склад», «Сибирская пристань», «Богоявленский монастырь».
Комплиментом в адрес города, принимающего выставку, станет экспозиция одного из залов, где представлены рисунки речных судов, разнообразием которых славился Нижний. Как поясняет куратор Ольга Ламеко, старший научный сотрудник музея-заповедника «Павловск», на создание этой части выставки вдохновило одно из описаний города: „То и дело взад и вперед, вверх и вниз по Волге, пыхтя черными клубами дыма, бегают пароходы. Дробя речные струи на седые волны серебристой пыли, поражая слух нескончаемыми свистками, мчатся они мимо города. Нигде на всем пространстве России, ни в Петербурге, ни в Кронштадте, ни в других наших приморских портах никогда не бывает одновременно и третьей доли стольких пароходов и стольких парусных судов». Рисунки Боголюбова запечатлели не только пароходы и баржи, но и столь экзотические для нас коноводку, мокшан, беляну…
Сюжет, связанный с появлением альбома Алексея Боголюбова заслуживает особого внимания. Продолжительная поездка великого князя Николая Александровича была в первую очередь образовательной. Наставники стремились «ознакомить Цесаревича не только с замечательнейшими местностями империи, но и с их населением…», а также предоставить ему «всевозможные сведения о внутреннем положении России…». Такие путешествия - «венчание с Россией» - стали традиционными благодаря Василию Андреевичу Жуковскому, воспитателю великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II. Наследника престола отправляли в путь «не критиковать и исправлять», а знакомиться с местными обычаями, изучать быт и культуру российских городов и весей.
Художник прожил яркую и насыщенную жизнь: был моряком и художником, путешественником и наставником; был обласкан высочайшей благосклонностью и сам щедр с теми, кто нуждался в помощи. Истинный патриот Отечества, Боголюбов основал первый общедоступный музей в Саратове и Рисовальную школу при нем, передав на их развитие свое собрание и немалые средства, о чем писал: «…я всегда думал, что каждый гражданин в моих условиях обязан все свое имущество отдавать своей Родине, дабы возвысить образовательное дело юношества…». Приуроченная к юбилею выставка – дань памяти художнику.
Дополнением к рисункам альбома послужат официальные источники, а также воспоминания и записи участников путешествия: цесаревича Николая Александровича и его спутников — художника А. П. Боголюбова, учителей и наставников И. К. Бабста и К. П. Победоносцева.
К открытию выставки специально для ее посетителей лимитированным тиражом выпущены буклеты, календари, пазлы, и другие сувениры.
Фото Pavlovskmuseum.ru