Шоколад любят все, это источник радости с детского возраста, лекарство от печали. И спасибо, конечно, Петру Алексеевичу, который внедрил его в России.
Вкусы были разные. Например Потемкин любил шоколад закусывать ветчиной. Но, как оказалось, были и противники сладости как французского блюда. Павел I, любитель Пруссии и ненавистник французских революции, хотел истребить все воспоминания о нем, как и о вальсе — стыдно так обниматься у всех на виду. Помогла избавиться от этой напасти любовница царя, которая любила и танцы, и шоколад. А может и то, что шоколатье Марии Антеуанетты сбежал из революционный Франции и нашёл приют именно в Павловске. Несчастная королева до последних дней на завтрак получала шоколад с булочкой
Поэтому звучит несколько иронично, что выставка «Шоколадный вальс» открылась именно в ГМЗ «Павловск» в Музее Костюма. На ней специалисты компании «Обьединенные кондитеры» представили занятые экспонаты из своего музея «МИШКА» — Музея Истории Шоколада и КАкао.
И очень хорошо, что она разместилась именно в музее костюма — переходя из зала в зал мы вместе с персонажами истории добираемся до истории балов. Посуда императриц, шкатулки — все рассказывает нам сладкие сказки.
И, конечно без Шоколадницы Жан-Этьен Лиотара из коллекции ГМЗ не обошлось. А рядом — творение современных мастеров, уже из белого шоколада.
Шуточки от тех времен — фарфорового печенье и шоколадные шпроты. Но если задуматься, рецепт фирменных шоколадных плиток сохранился до сих пор.
И то, что Золотой ярлык сейчас не найти — это отсутствие четырех сортов какао бобов, из которых он традиционно изготавливался.
Кондитеры Санкт-Петербурга и Москвы боролись за присутствие на императорской столе своих явств. Известно что цесаревич Алексей любил карамель кондитерской фабрики Абрикосова, шоколад и леденцы фирмы «Жорж Борман».
Среди Поставщиков Двора Его Императорского Величества» были три крупнейшие кондитерские фабрики России: Товарищество фабрики шоколада, конфет и чайных печений «Эйнем», Товарищество А. И. Абрикосова и сыновей и Товарищество «Жорж Борман».
Сегодня эти компании известны как «Красный Октябрь», «Концерн Бабаевский» в Москве и «Кондитерская фабрика имени К. Самойловой» в Санкт-Петербурге. Именно они были вершителями вкусов в те времена.
В 1904 году в магазинах Товарищества «Эйнем» начали продавать маленький фонограф-игрушечку, который проигрывал специально созданные для него пластинки из шоколада. Их можно было несколько раз прослушать, пока не стирались дорожки, и съесть. Создали этот аппарат кондитеры немецкой фирмы «Stollwerk» совместно со знаменитым физиком Томасом Эдисоном. С помощью фонографа можно было послушать не только популярные мелодии и песни («Наступил май», «Гремит мельница», «Мазурка», «Рассвет», «Спи, детка, спи», «Ко мне прилетела птичка»), но и обучающие уроки по развитию речи и декламации.
Но российские кондитеры пошли дальше. Они заказывали особенные сочинения для сладких вечеринок. Названия говорят сами за себя: вальс Монпансье, кекс Галоп, Шоколадный вальс. И, что интересно, ноты сохранились, так что организаторы современных балов вполне могут ими воспользоваться для предания колорита.
Современные технологии дают возможность создать пластинки для проигрывателя, но только на 78 оборотов. Увы, на презентации был только на 33 оборота, поэтому с горя кондитеры разбили диск, и мы все попробовали отличный шоколад.
А это уже реклама и маркетинг тех времен.
Въ тѣнистой, уютной беседке
встрѣчались весной наши предки,
Коротая любовный досугь,
Угощу я тебя, нѣжный другь,
Меж кустами цариць-хризантемъ,
Несравненнымъ печеньем Эйнемъ
Вот с таким чудным настроением мы вышли из зала, где окунулась в атмосферу конца 19 — начала 20 веков. Сладкое было время
Татьяна Бушманова
Фото Татьяна Бушманова/newreportage.ru