В гостинице «Новотель Санкт-Петербург Центр» состоялся круглый стол «Царское Село: перспективы развития туризма», организованный Администрацией Пушкинского района Санкт-Петербурга и Северо-Западным региональным отделением Российского союза туриндустрии. В мероприятии приняли участие: глава Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга Игорь Пахоруков, генеральный директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова, вице-президент Российского Союза Туриндустрии Сергей Корнеев, туроператоры Санкт-Петербурга и Ленинградской области, журналисты из профессиональных СМИ, представители туриндустрии Пушкина. Деловое общение касалось обсуждения перспектив развития Царского села после юбилея и рекомендаций по дальнейшей стратегии развития туристической инфраструктуры и привлечения туристов. О готовности Пушкина к юбилейным торжествам (23 – 27 июня 2010 года) рассказал глава Администрации Пушкинского района Игорь Пахоруков. За пять лет работ по благоустройству города были отремонтировали школы и больницы, восстановлены многие памятники архитектуры, приведены в порядок дороги. Вложения составили - 6,5 млрд. рублей, выделенных из бюджета Санкт-Петербурга. Но это лишь часть стратегии дальнейшего развития Царского села. До конца 2010 года работы по строительству дорог и реконструкции памятников будут продолжены. По мнению Игоря Пахорукова, развитие туриндустрии Пушкина отстает от запросов дня. Ежегодно город посещают около 2,2 млн. туристов, из них 1,6 млн. – посещают ГМЗ «Царское село», которой является доминантой туристической привлекательности Пушкина. В рмках подготовки к юбилею, впервые после Великой Отечественной войны восстановлены парковые павильоны «Эрмитаж», «Концертный зал» и «Турецкая баня», Арабесковый зал Екатерининского дворца и три парадных зала Александровского дворца, переданного ГМЗ «Царское село» в ноябре 2009 года. К сожалению, в Пушкинском районе остро не хватает гостиниц и ресторанов. Сейчас действуют только 12 отелей, 7 из которых – в самом Царском селе, 15 кафе и 16 ресторанов. Однако, по мнению местных предпринимателей, даже при этом количестве выжить в условиях сезонности удается не всем. Изменить ситуацию может только развитие событийного и всесезонного туризма. По словам Сергея Корнеева, юбилей Царского Села и его активное освещение в СМИ может, как и после 300-летия Санкт-Петербурга, создать эффект «хвоста кометы». В 2004 году в город приехало на 25% туристов больше. Юбилей Царского села для туризма может дать: благоустройство города, развитие событийного туризма, обеспечить транспортную доступность. Оптимальной для Пушкина может стать туристическая стратегия «Пушкин – город семейного отдыха», с развитием новых аттракций и объектов, современных туристических технологий, в том числе активного и оздоровительного туризма. Туристическую зону Пушкина должен составлять каркас точек, в которых сосредотачиваются сразу несколько туристических инфраструктур (традиционная дворцово-парковая и новая развлекательно-сервисная). В таких точках происходит непрерывный процесс: одна туристическая деятельность сменяет другую, последовательно и параллельно происходят ярмарки, конференции, события, на которые притягивается как деловая, так и туристическая активность. Сегодня туристы приезжают в Пушкин на пару часов, максимум – на день, а в перспективе оптимальная продолжительность и форма туристических программ может составлять 2-3 дня (туры выходного дня, малые семейные группы и школьные группы). Для использования пост-юбилейного эффекта в Пушкине предлагается создание нескольких ключевых городских событий, привлекательных для туристов: уже известный Царскосельский карнавал, Рождество и Русская масленица в Царском Селе, Детский военный парад – проект, использующий историю военных поселений и традиции гвардейских полков, квартировавших в Царском селе. Во всем мире города-спутники живут за счет организации выставок, разных мероприятий, проводимых на воздухе (конные, флористические фестивали и т.д.). В этом смыслу у Пушкина есть три хорошие площадки, способные развиваться в этом направлении: Александровский, Буферный и Баболовский парки. Руководитель проектного направления Центра Стратегических разработок «Северо-Запад» Виктория Желтова подтвердила экспертное мнение, что акцент на развитие туризма в Пушкине нужно делать на детский/семейный туризм. По ее словам, сегодня на смену информативному туризму пришел – эмоциональный: люди хотят окунуться в определенную среду, «потрогать ее руками», поэтому невозможно развивать туризм без развития городской инфраструктуры. Для этого в Пушкине должно быть много всего интересного за пределами дворцовых ансамблей, где туристы могут потратить деньги. Основная функция Пушкина – центр летней жизни Санкт-Петербурга, и сейчас она очень востребована. Генеральный директор музея-заповедника Ольга Таратынова согласна, что судьба Пушкина – это туризм. Как правило, основная цель визита организованных групп – Янтарная комната. Ольга Таратынова призвала турфирмы отходить от стереотипов и попытаться расширить свои программы в музее-заповеднике. Она представила большой спектр услуг, привлекательных для экускурсионно-развлекательной программы в дворцово-парковых интерьерах. Например, в Турецкой бане можно будет попить кофе по-турецки, в павильоне Эрмитаж увидеть в действии механизм смены блюд на обеденном столе, а в банном комплексе – историю русского парения. В конюшне музея – 25 рысаков и всевозможные кареты для катания туристов по Екатерининскому парку, по Александровскому парку курсируют трамвайчики, на пруду – гондолы и паром, в янтарных мастерских проводятся мастер-классы. Кроме того, у музея сегодня есть возможность кормить до 300 человек, причем, согласно историческому меню императорских времен. Большой интерес со стороны турфирм вызвало рождение нового бренда Пушкина – «Свадьба в Царском Селе» в связи с открытием Дворца бракосочетания, который в ходе обсуждения моментально сложился в очень красивый продукт на базе вышеперечисленных интерактивных возможностей музея-заповедника. Игорь Пахоруков представил календарь событий, посвященных 300-летию Царского Села. Подробно с ним можно познакомиться на сайте www.tsarselo.ru. Среди основных пожеланий к музею и Администрации Пушкина участники круглого стола выразили: заранее доводить информацию по гарантированному продукту до турфирм, заранее сообщать о возможных транспортных перекрытиях во время юбилейных торжеств, организовать хотя бы раз в неделю вечернее посещение музеев Пушкина, продумать зимние программы. Участники круглого стола договорились сразу же после юбилея обсудить программу на летний сезон 2011 года. СЗРО РСТ и Администрация г. Пушкина также подтвердили свое намерение разработать программу совместного маркетинга пост-юбилейного развития событийного туризма в районе.