В Санкт-Петербурге в Музее Фаберже с успехом проходит выставка "Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики".
В выходные попасть туда сложно, днем выстраиваются очереди — пока не такие, как на недавнюю юбилейную выставку Валентина Серова в Москве, но ведь это только начало.
Ретроспектива работ мексиканской художницы работает с 3 февраля по 30 апреля, так что времени заранее спланировать визит в северную столицу и в Музей Фаберже еще вполне достаточно.
Делиться личными впечатлениями и эмоциями от выставки — дело неблагодарное, у каждого они свои и очень разные: так много я слышала противоречивых отзывов об этой экспозиции. Но идти на Фриду нужно, если есть возможность. На то есть как минимум семь причин.
1) Фрида Кало — пожалуй, самая известная художница в мире.
Да, есть Анжелика Кауфман, Зинаида Серебрякова, Наталия Гончарова, Мария Башкирцева, есть Фрэнсис Макдональд, Яёи Кусама и другие, но — так сложилось — именно творчество Фриды триумфально шествует по планете уже многие десятилетия — и при жизни художницы, и после ее смерти, обрастая всё новыми экзотическими легендами.
2) Выставка в Санкт-Петербурге — редкая возможность увидеть так много её картин вместе.
В музее Фаберже сейчас выставляются практически все картины Кало (из собраний Мексики), которые можно демонстрировать за границей. По мексиканским законам, после того, как творчество Фриды Кало признали национальным достоянием, было введено ограничение: одновременно одним видом транспорта можно везти не более десяти ее полотен, обязательно с особой охраной и сопровождающими. Более тридцати её работ были доставлены из Мексики в Петербург четырьмя самолетами, затем четырьмя машинами.
3) Еще одна историческая связь Фриды и Санкт-Петербурга, России: мексиканскую художницу часто называют "последней любовью Троцкого".
Идеолог Коминтерна и председатель Петросовета, один из главных руководителей Октябрьской революции 1917 года, в начале 30-х годов высланный из страны и лишенный советского гражданства, Троцкий основал альтернативный сталинизму Четвертый Интернационал, приехал в Мексику, где был смертельно ранен агентом НКВД. Лев Троцкий действительно влюбился в экстравагантную коммунистку (что ей, конечно, льстило, особенно, учитывая желание отомстить мужу за измены), но всё же для Фриды "Дон Леоне" был лишь очередным увлечением.
4) Фрида Кало — первая из латиноамериканских художников, чьё полотно (при жизни) приобрел Лувр.
В конце 30-х годов у нее состоялась персональные выставки в Нью-Йорке и Париже, отзывы критиков были благожелательны, ее работами восхищались Пикассо, Кандинский, Бретон, и главный музей мира вскоре пополнил свою коллекцию автопортретом Фриды "Рама".
5) Удивительно, но из более чем 140 полотен Фриды почти половина — это её автопортреты.
Такие разные, причудливые, яркие, полные явных и скрытых смыслов, национальных, религиозных, языческих, сексуальных, психологических символов, отражение ее внутренних переживаний и того, что происходило вокруг. "Я пишу себя, потому я тема, которую знаю лучше всего".
6) Фрида — как бы сейчас про неё сказали — икона стиля.
Интересно наблюдать, как она менялась (на выставке много её фотографий и пара знаменитых нарядов), её внешность, образ — в нем, как и в картинах, тоже много символов. То строгий мужской костюм и короткие стрижки, то пышные колониальные платья и сложные прически, то яркие мексиканские юбки и много цветов в волосах, то аскетичные комплекты с революционной коммунистической символикой.
7) Её картины можно разгадывать, как ребусы.
Понимание творчество Фриды Кало невозможно без изучения ее судьбы, полной страданий и — одновременно — агрессивного жизнелюбия. Этапы её пути отражались почти в каждой картине.
Менялись и стили письма: было и влияние творчества Боттичелли, и в то же время наивное искусство, фолк-арт, даже сюрреализм. Ну а в сочных красках запрятаны символы, пояснения есть в дневнике Фриды — что означает каждый цвет в её картинах.
И главное, почему нужно идти на выставку Кало: она, рискну предположить, помогает понять себя, заставляет задуматься о свободе выбора своего, яркого пути, о всегда существующей возможности обмануть судьбу — страстно и дерзко — как Фрида.
Рожденная заново
Страстно и дерзко Фрида Кало спорила с судьбой с самого детства. У неё был полиомиелит, одна нога слабее и тоньше другой, мальчишки дразнили ее "pata de palo" — "костяная нога", а Фрида играла в футбол, плавала и занималась боксом.
В юности попала в автокатастрофу, и долгие месяцы провела в больнице, но именно там научилась рисовать. Переломы позвоночника, таза, ключицы, ребер, таза, раздробленная нога, вывихнутое плечо, проткнутые насквозь железными перилами автобуса внутренние органы — десятки операций, неподвижность, корсеты, а Фрида наперекор диагнозам выживает и встает на ноги.
Не имея поначалу никакого специального образования, она всё-таки решает, что живопись — её путь, просит известного мексиканского художника, политика-коммуниста, любимца богемы, ловеласа — Диего Риверу — посмотреть её картины. А потом именно она, искалеченная, страдающая, но дерзкая и уверенная в себе, становится его женой. И сам их роман, их совместная жизнь, полная страсти и страданий, будет частью её творчества. Измены, развод, новый брак (со старым мужем Диего) и новые операции — всё это отражается в ее работах.
Это словно книга жизни в картинах. Жизни яркой и экстравагантной, привлекательной издалека, но сложной, и порой депрессивной, — внутри, за закрытыми дверями отдельных домов семейной пары (синий — у Фриды, бордовый — у Диего).
Она удивляет выходами в свет в строгих мужских костюмах (что, конечно, непривычно для католической Мексики), потом меняет стиль на подчеркнуто женственный — экзотические цветы в волосах, много необычных украшений, яркий макияж, длинные платья. Она всегда в центре внимания, приковывает к себе сотни взглядов, громко смеётся и прямо, гордо держит спину — годами привыкла ходить в медицинском корсете.
На её главную персональную выставку незадолго до смерти Фриду, нарядную, скрывающую боль за улыбкой, буквально вносят на кровати, словно на троне, — врачи ведь настаивали на постельном режиме. И она снова смеется, шутит, курит и пьет текилу: умирать — так весело.
Фрида — успешный коммерческий проект
При жизни Фрида Кало не особенно активно стремилась монетизировать своё искусство, могла себе позволить писать не для заработка. Её картины, впрочем, охотно покупали в частные коллекции, иногда она отдавала их в благодарность кому-то, или расплачивалась за услуги (например, врачей).
Особенно модным, вновь популярным, творчества Кало стало полвека спустя после ее смерти — в начале двухтысячных, после выхода в прокат знаменитого фильма режиссера Джулии Тэймор "Фрида" с Сальмой Хайек в главной роли (получил множество номинаций и побед на различных кинофестивалях, включая "Оскар").
И тут начался коммерческий бум и рекламный ажиотаж: её именем были названы ювелирные изделия и керамика, марки текилы и пива, корсеты и нижнее бельё, спортивная обувь и косметическая линия. Цены на картины Кало росли: сначала один из автопортретов конца 20-х годов уходит в частную коллекцию за почти 5 миллионов долларов, затем в 2006 году ее портрет "Корни" (1943 год) продается на аукционе Sotheby`s за 5,6 миллионов, и это рекорд среди работ латиноамериканских художников.
А в 2011 году ее автопортрет-миниатюра, размером с брошь, выставляется на аукционе за миллион долларов