Безбагажные тарифы - с законом наперевес

Подписанные в конце июля президентом РФ Владимиром Путиным поправки в Воздушный кодекс РФ о «безбагажных тарифах» — очередной шаг по выполнению обещания государства создать условия для работы на рынке бюджетных авиакомпаний — «лоукостеров». Для российских граждан это означает, что самые доступные «невозвратные» авиабилеты скоро станут еще дешевле, но выбирать перевозчика и его тариф нужно будет внимательнее, чем раньше.

Отраслевые эксперты констатируют, что сегодня гражданская авиация окончательно превратилась из элитарного вида перевозок в массовый общественный транспорт, а цена авиабилета теперь далеко не главная характеристика предлагаемой на авиарынке транспортной услуги.

Дешевле дешевого

В авиационной отрасли мало кто ожидал, что поправки в Воздушный кодекс РФ о введении «безбагажных» тарифов для пассажиров могут столкнуться с препятствиями на стадии одобрения в Совете Федерации. Часть парламентариев забеспокоилась, что такая либерализация законодательства позволит авиакомпаниям ущемлять интересы пассажиров, от чего сейчас их закон якобы защищает. Однако с помощью специальных разъяснений спикера верхней палаты Федерального Собрания Валентины Матвиенко, сомневающиеся сенаторы успокоились, закон был одобрен и 29 июля подписан Президентом РФ Владимиром Путиным.

Текст поправок опубликован 30 июля, а это значит, что закон вступит в силу через 60 дней, то есть 29 сентября 2017 года. С этого момента с российских авиакомпаний будет снято еще одно законодательное ограничение, не позволявшее им долгое время использовать маркетинговые инструменты, во всю применяемые зарубежными конкурентами. Прежде всего, возможность предоставлять скидки пассажирам, путешествующим без багажа, что характерно для финансовой модели бюджетных авиаперевозчиков.

Нынешние поправки тоже направлены, прежде всего, на облегчение работы на рынке существующих и будущих низкобюджетных авиакомпаний, которые получат дополнительный ресурс по повышению своей доходности при снижении цены на билеты. Единственный на сегодня отечественный лоукостер «Победа», входящий в группу «Аэрофлот», давно ждет нового закона, и обещает снизить цены на базовые тарифы до 20% с момента отмены ограничений.

    Заместитель генерального директора ПАО «Аэрофлот» по правовым и имущественным вопросам Владимир Александров

    Мы всегда выступали за то, чтобы пассажир мог выбирать услуги, которые ему действительно необходимы. За счет добавления или исключения отдельных опций потребитель имеет возможность регулировать цену авиабилета

Глава Минтранса РФ Максим Соколов также полагает, что принятые изменения в Воздушный кодекс снизят стоимость самых дешевых «невозвратных» билетов на 10-20% без ухудшения условий перевозки пассажиров. «Законопроект принят по поручению Президента и направлен на то, чтобы люди, которые пользуются невозвратными тарифами, летали еще дешевле. Многие пассажиры не берут с собой багаж, и их не так мало», - разъяснял суть законопроект министр транспорта РФ Максим Соколов в интервью ТАСС.

Свобода маркетинга

В сущности, новые положения законодательства о гражданской авиации лишь приводят российское регулирование в соответствие со сложившейся в мировом авиабизнесе повседневной практикой. Прежним вариантом Воздушного кодекса предусматривалась беспрекословная гарантия государства на то, что каждый пассажир может провезти с собой в самолете до 10 кг личных вещей бесплатно (условия перевозки более тяжелой поклажи регламентировались самими авиакомпаниями). Тем не менее, законодательством прямо не оговаривалось, какую часть из этого лимита «личных вещей» можно провозить в багажном отсеке, а какую можно взять с собой в салон самолета, в так называемую «ручную кладь».

По традиции авиакомпании рассматривали норму 10 кг как требования именно к багажу, а на вес ручной клади пассажира, как правило, не обращали особого внимания. В то же время, если пассажир пытался злоупотребить лояльностью авиакомпании, то персонал всегда имел возможность предъявить ему правила перевозок, опирающиеся на законные предписания регуляторов, и потребовать сдать «лишнее» в багаж при регистрации и оплатить «перевес».

Теперь российским авиакомпаниям прямо разрешено применять «безбагажную» опцию в тарифах, но только для самых дешевых «невозвратных» билетов. По словам Владимира Александрова, «для невозвратных билетов, которые отличаются меньшей стоимостью, авиакомпания может предложить пассажиру выгодную альтернативу – выбрать перевозку традиционным способом, то есть с регистрируемым багажом, или отказаться от перевозки бесплатного багажа и лететь налегке. В этом случае стоимость билета ощутимо снизится».

Как и прежде, авиакомпании обязаны информировать каждого пассажира о деталях перевозки багажа «перед заключением договора перевозки», то есть перед продажей билета. В свою очередь, пассажиру остается внимательно отнестись к тем правилам, которые распространяются на приобретаемую им перевозку.

Пассажиру следует помнить, что действующие условия и ограничения всегда размещены на сайтах перевозчиков, и каждый пассажир имеет право ознакомиться с ними.

«Главной новацией законопроекта стала правовая регламентация давно устоявшегося понятие «ручная кладь». Ранее существовала разрозненность понятий данной категории вещей в ГК РФ, ВК РФ и подзаконных актах, что приводило к путанице и конфликтным ситуациям. В настоящее время этот пробел устранен», – пояснил Владимир Александров.

Практически все крупнейшие авиакомпании поддержали новые поправки в законодательство, хотя большинство из них, том числе «Аэрофлот», заявили об отсутствии планов в ближайшем будущем вводить безбагажные тарифы на своих рейсах в эконом-классе. Тем не менее, в «Аэрофлоте» считают, что поправки в Воздушный кодекс весьма своевременны: «данный законопроект позволит гармонизировать российское законодательство с международными практиками и крайне необходим для общего развития лоукост-перевозок в России». В пресс-службе перевозчика подчеркивают, что «закон, прежде всего, отвечает интересам пассажиров и не ущемляет их прав. Он даст возможность гражданам, осуществляющим перелет без багажа, покупать авиабилеты за меньшую цену. Необходимо дать пассажиру право выбирать услуги, которые ему предпочтительны на данном рейсе», — отметил Владимир Александров, подчеркивая, что «безбагажные тарифы входящего в группу «Аэрофлот» лоукостера «Победа» будут альтернативой за меньшие деньги, а не заменой обычным билетам. Если пассажир планирует перевозить багаж, он может купить обычный билет по стандартной цене».

Практика опережает регулирование

Нельзя не обратить внимание, что благодаря размытости формулировок о багаже в законодательстве, «безбагажные» опции пусть и в неявном виде, но уже сравнительно давно появились в тарифных планах некоторых российских «традиционных» авиакомпаний. Находясь в жесткой конкуренции с лоукостерами и иностранными перевозчиками на международных направлениях, они предложили дешевые «промо-тарифы» для пассажиров, предупредивших авиакомпанию о том, что полетят «налегке», то есть только с ручной кладью. Такой подход, впрочем, не исключает, что пассажир все-таки приедет в аэропорт с тяжелой сумкой, но в этом случае он должен будет сдать ее в багаж на стойке регистрации перед вылетом за дополнительную плату.

Единственный в России лоукостер, находящийся по понятным причинам под пристальным вниманием общественности и антимонопольных органов, не рискнул нарушать «букву» закона. В соответствии с прежней редакцией Воздушного кодекса, в счет стоимости даже самых дешевых билетов «Победа» предоставляла каждому пассажиру право перевозить до 10 кг вещей в багажном отсеке самолета. «Конкурировать на равных с иностранными лоукостерами, в том числе снижая стоимость тарифов, «Победе» не позволяли именно законодательные ограничения. Молодая авиакомпания «Победа» не перестает удивлять своими достижениями. Помимо многочисленных признаний лоукостер поставил рекорд «по развороту», то есть циклу полного обслуживания рейса (уборка салона, заправка топливом, погрузка-выгрузка пассажиров и багажа) за 30 минут. Для сравнения, в Аэрофлоте график обслуживания аналогичных типов самолетов составляет 1 час. Оптимизация процессов наземного обслуживания увеличило количество выполненных «Победой», что снизило стоимость летного часа и позволила предложить больше билетов по минимальному тарифу – 999 рублей с учетом всех сборов. Не исключено, что предложенные багажные правила стимулируют перевозчика к выработке новых производственных решений и усилят позицию «Победы» на отечественном рынке авиаперевозок», – пояснил Владимир Александров.

До конца сентября минимальные тарифы авиакомпании продолжат соответствовать действующей редакции закона, но после этой даты экономным пассажирам «Победы» следует очень внимательно читать правила авиакомпании перед покупкой билета: купить билет по самому дешевому тарифу и бесплатно перевезти 10 кг в багаже скорее всего не получится.

«Как и при заключении любого договора, приобретая авиабилет пассажиру необходимо ознакомиться со всеми условиями перевозки, которые каждая авиакомпания размещает на своем сайте в доступной форме. Если же у пассажира остаются вопросы, он имеет возможность обратиться в колл-центр авиакомпании для их разрешения» — подчеркнул Владимир Александров.

Посредники в авангарде

Между тем, еще весной этого года авиакомпании стали предлагать «безбагажные» тарифы настолько массово, что российские интернет-сайты по продаже авиабилетов стали получать многочисленные жалобы от пользователей. Первые страницы поисковой выдачи оказывались сплошь забиты самыми дешевыми «безбагажными» и «невозвратными» предложениями, что затрудняло поиск и создавало риск сделать неправильную покупку тем путешественникам, кто привык летать, по их выражению, «по-человечески» - то есть с чемоданом. В ответ на эти жалобы большинство из билетных агрегаторов поспешили оптимизировать свой интерфейс и предложить пользователям дополнительную «галочку» в условиях поиска билетов, исключающей из результатов поиска «безбагажные» тарифы.

По мнению главного редактора «Авиатранспортного обозрения» Алексея Синицкого, развитие маркетинговых инструментов авиакомпаний должно стать вызовом как раз для этого сегмента авиарынка. «Мне кажется, что сервисы по продажам билетов в первую очередь должны позаботиться об интересах пассажиров, предоставив им исчерпывающую информацию о составе и качестве «пакетных» услуг перевозчиков, а не только о ценах на них. Сегодня авиакомпании предоставляют «сложносочиненный» и очень различающийся по качественным характеристикам продукт, пытаясь соответствовать ожиданиям потребителей. А те, в свою очередь, должны иметь возможность сделать правильный выбор из понятного набора параметров, в котором цена оказывается далеко не самым важным».

Если какие-то пассажиры подобным трендом недовольны, то эксперт их причисляет к тем, кто по своим представлениям о гражданской авиации «застрял в эпохе 30-40-летней давности, когда перелет воздушным транспортом был в полном смысле слова элитарной услугой». Он напоминает, что билеты в относительных ценах были в разы дороже нынешних, а сама услуга предоставлялась по принципу «все включено» - и еда, и напитки, и комфорт, и все это в неограниченном количестве и «бесплатно», что на самом деле означало «в счет тарифа». «Сегодня, например, никому не придет в голову ожидать, что в рейсовом автобусе вас будет приветствовать нарядный кондуктор, подаст руку при входе в салон, накормит, напоит и предложат утренних газет», - иллюстрирует свою мысль эксперт.

Ровно поэтому с авиабилетом эконом-класса мы уже не рвемся занять место в «бизнесе» лишь на том основании, что «оно свободно», хотя недавняя история помнит именно такой скандал с одним из, кстати сказать, российских парламентариев. В силу этой объективной рыночной тенденции в маркетинговой политике авиакомпаний появилось множество предложений, которые позволяют пассажирам покупать лишь только то, что им нужно (и уж точно не платить «за того парня»), а самим перевозчикам – точнее рассчитывать свои ресурсы и наращивать лояльность клиентов.

С ручной кладью

Среди прочего, хорошей новостью станет гарантированное государством право на бесплатный провоз ручной клади независимо от выбранного тарифа. Однако если «традиционные» авиакомпании могут оставить свои нормы на прежнем уровне, то лоукостеры, вероятнее всего, установят более строгие требования к вещам, перевозимым в салоне. По проекту новых авиационных правил Минтранса пассажир сможет брать с собой 5 кг ручной клади, если перевозчиком не установлен более высокий лимит. Помимо этого, рассматривется вопрос о корректировке перечня вещей, которые в настоящее время не подпадают под понятие «ручная кладь» и провозятся пассажирами сверх установленных законом норм. Их общий вес зачастую превышает десятки килограммов, чем злоупотребляют многие пассажиры, которые проносят на борт громоздкие профессиональные видеокамеры, огромные рюкзаки и сумки.

По этому поводу при обсуждении законопроекта разгорелись жаркие дискуссии с критикой его разработчиков. Опасения многих граждан напрасны, ведь для большинства правила существенно не изменятся. А вот тем, кто заранее приобрел безбагажный билет и при этом решил взять в салон тяжелую сумку и чемодан, нужно быть готовым, если компания попросит внести за это дополнительную плату.

«К сожалению, многие граждане стали искаженно воcпринимать данную инициативу. Новый безбагажный тариф будет выгоден тем, кто часто летает в командировки и тем, кто привык путешествовать налегке, а также семьям, которые смогут сэкономить, купив один билет по стандартному тарифы, а остальные – безбагажные. Летать без багажных сумок и платить за это меньшую цену в первую очередь выгодно пассажиру», – уверен Владимир Александров.

Всемирный стандарт

Впрочем, синхронизировать все возможные опции всех тарифных планов всех перевозчиков с потребностями конкретных пассажиров – задача нетривиальная, что отчасти подтверждается несовершенством и витиеватостью национальных авиационных законов не только в России, но и в мире в целом. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) с 2012 года разрабатывает новые стандарты по обмену информацией в коммерческих системах авиакомпаний по взаиморасчетам и бронированию авиабилетов. Главная цель инициативы – предоставить пассажирам максимально полную информацию о предлагаемых перевозчиками услугах, а не только о классе обслуживания и цене билета, чего сегодня оказывается крайне недостаточно.

Наличие такого единого всемирного стандарта позволит каждому пассажиру видеть большее число качественных параметров услуги, или выбрать только те из них, которые необходимы ему в полете и которые он готов оплачивать. Более того, это позволит путешественникам избежать сбойных ситуаций и неожиданных трат в ходе полета, что особенно часто случается при перелетах с пересадкой, когда две или несколько частей перелета выполняются разными перевозчиками. Как правило, при покупке билета у одной авиакомпании, пассажир практически лишен информации о правилах применения тарифов и опций на борту другого перевозчика.

Дополнительная цель проекта – дать авиакомпаниям больше информации об их клиентах, получить более детальную «обратную связь» об их предпочтениях и потребностях, что приведет к оптимизации тарифных предложений участников рынка. Накопленный таким образом всемирный банк данных об аудитории клиентов позволит точнее прогнозировать рыночные тенденции и изменения потребительских предпочтений, что критически важно для такой капиталоемкой отрасли, как гражданская авиация. Обладание такой статистикой позволит и авиационным чиновникам разных стран более оперативно следовать за динамичным развитием рынка и не опаздывать с принятием эффективных национальных законов, регулирующих коммерческие авиаперевозки.

Виктор Парфенов
Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Законодательство»

Декабрь 11, 2023 - 14:44

Плеваться - нехорошо. За плевок на улице в части стран мира штрафуют. Хрестоматийный пример со штрафаии за плевки и жевачку - Сингапур.

 

Декабрь 8, 2023 - 21:26

Работодателей обязали оплачивать работникам при увольнении неиспользованные отгулы за работу в выходные -

 

Декабрь 7, 2023 - 17:34

Минэкономразвития предлагает учредить почетное звание "Заслуженный работник туризма Российской Федерации". Его включат в государственную наградную систему.

 

Декабрь 7, 2023 - 17:25

Минэкономразвития России объявило конкурсный отбор на предоставление регионам единой субсидии на туризм на 2024 год в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».