На рассмотрение Госдумы 21 марта поступил законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в части усиления защиты прав потребителей, приобретающих товары (услуги) через Интернет). Документ вводит понятие «агрегатор товаров и услуг» и возлагает на него ответственность за размещение недостоверной информации вплоть до возмещения стоимости приобретённого товара или услуги. Первое обсуждение проекта запланировано на май 2017 года. Как скажется нововведение на туристической сфере?
Что есть агрегатор?
Под агрегатором в законопроекте понимается организация, которая на своём сайте даёт возможность потребителю «одновременно ознакомиться с информацией о товаре (услуге), реализуемом (оказываемой) продавцом (исполнителем) по договору купли-продажи (договору возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) непосредственно на банковский счёт такой организации (индивидуального предпринимателя)». По признанию экспертов,
формулировка звучит размыто, так как непонятно, какая организация получает средства – агрегатор или создатель продукта, продавец? Однако ниже в тексте документа есть уточнение, что оплату (предоплату) при размещении недостоверной информации или невозможности предоставить товар (услугу) в срок в течение 10 дней потребителю должен вернуть именно агрегатор, на чей банковский счёт переведены средства.
Согласно этой формулировке к агрегатору в туристских правоотношениях относится любая туркомпания, реализующая через свой сайт туры, билеты на перевозку и иные услуги отдельно. По словам сооснователя сообщества Travel Startups Леонида Пустова, изменения затронут все сайты онлайн-трэвел-агентств (Слетать.ру, Руспо.ру и др.) и обойдут метапоисковики, которые не участвуют в процессе расчёта (Booking.com, AviaSales и т. п.).
«Поскольку по Закону РФ «О защите прав потребителей» покупатель должен получить от продавца полную и достоверную информацию о товарах или услугах, а понятие «агрегаторы» в действующей на сегодняшний момент редакции Закона не присутствовали и, соответственно, такой обязанности не несли, задачей данного законопроекта и является повысить ответственность агрегаторов за ложную и вводящую в заблуждение потребителя информацию о товарах или услугах», – отмечает юрист Елена Баринова.
Ничего не изменится?
Понятно, что в отношениях туроператоров и турагентств поправка не изменит ровным счётом ничего, так как ответственность главных участников рынка была подобным образом разграничена ещё отраслевым законом: ТО отвечает за услугу, ТА – за информацию о ней. Но Эдуард Шалоносов, руководитель одноимённого юридического центра, считает, что законопроект не несёт в себе ничего нового в целом для системы дистанционных продаж, так как все правила оговорены в Законе «О защите прав потребителей».
«Требования к дистанционным продажам были отражены ещё в постановлении Правительства от 27 сентября 2007 года, есть у нас также Федеральный закон «Об электронной торговле» от 2008 года, где ответственность посредников строго регламентируется. Сейчас просто законодатели сфокусировались на интернет-коммерции, чтобы гражданам не нужно было в случае обмана штудировать весь Закон «О защите прав потребителей». Такие «конкретные» законы давно существуют в Европе, США и Японии, у нас просто раньше не было таких объёмов интернет-продаж и претензий», – отметил эксперт.
И всё-таки некоторую сложность в работу онлайн-площадок «конретизированный» закон может внести. Так, Леонид Пустов отмечает, что в описании гостиниц на сайтах посредников часто присутствует сноска о том, что вся информация предоставлена отелем и онлайн-агентство не несёт за нее ответственности. Теперь же клиенты смогут потребовать компенсацию с сайта, если информация на нём не будет соответствовать действительности. Например, если в отеле не будет работать бассейн. При этом проверить наличие заявленных гостиницей услуг в момент продажи не представляется возможным.
Сами мы не местные
Туризм – явление глобальное, а значит, и многие интернет-площадки в этой сфере работают на несколько стран и могут быть зарегистрированы не в России. В этом случае возникает вопрос: а будет ли действовать закон РФ на «чужие» сайты? С одной стороны, потребители, заключившие сделки на территории нашей страны, защищены российским законом, а с другой – представительства компании в России не наделены правом нести ответственность за действия заграничного юрлица и добиться ответа от другого государства практически невозможно. По мнению Георгия Мохова, степень действия закона будет зависеть от того, насколько далеко пойдут исполнительные власти.
«От агрегаторов могут потребовать, чтобы они создавали свои полномочные представительства с серверами в России, в случае отказа – блокировка. Это может зависеть от объёмов продаж портала и количества претензий к его работе», – предположил юрист.
Пока же такие сайты освобождают себя от любой ответственности, предупреждая посетителей в правилах и пользовательских соглашениях о том, все спорные вопросы в их компании решаются через иностранные юрлица. Да и ждать 100 % достоверности от агрегатора, который находится в тысячах километров от поставщиков большинства продвигаемых услуг (а их на одном сайте может быть несколько сотен тысяч), – наивно. По словам юристов, здесь остаётся только уповать на добропорядочность организаторов: те, кто дорожат своей репутацией и популярны среди путешественников, сами стараются проверять информацию и работать только с хорошими поставщиками (авиакомпаниями, отелями, туроператорами и т. д.).
Фото hotline.travel