В последние годы государство делает шаги для активизации детского и школьного туризма. Перемены особенно заметны на въездном рынке Москвы. О том, как сейчас живется туроператорам по детскому отдыху, рассказывает генеральный директор компании «Ост-Вест» Зоя Бондарь. - Зоя, как бы вы охарактеризовали прошедший сезон? - Мы еще не подводили окончательных итогов, но в целом складывается хорошее впечатление. На внутренний и въездной туризм в нашей компании приходится не менее половины всего объема. Оба эти сегмента в последнее время заметно активизировались. Хороший рост отмечают и в московском, и петербургском офисах. Въездной поток прирастает ежегодно на 15-20%. Едут дети из различных регионов, много с Севера, с Урала. Растет доля транзитных туристов – тех, кто едет в зарубежные лагеря и по пути на пару дней останавливается в Москве. Есть и иностранные группы, очень вырос поток китайских школьников и студентов. Их поездки частично оплачиваются государством, частично спонсорами. Пока иностранцы предпочитают Санкт-Петербург и Золотое кольцо. Но и Москва сейчас хорошо раскручивается в регионах и за рубежом, в самом городе расширяется инфраструктура для туристов, он становится удобнее и понятнее, все больше недорогих отелей. Огромное спасибо Комитету по туризму и гостиничному хозяйству Москвы, который снабжает нас рекламными проспектами, картами, в том числе и на английском языке. Еще недавно о таком можно было только мечтать! Думаю, еще пару лет – и город утвердится в лидерах внутреннего спроса. Мы проводим анкетирование туристов, даже самым маленьким даем фломастеры, чтобы они разными цветами отметили, что нравится или нет, как-то выразили свои впечатления. Отрицательных отзывов о Москве у нас нет – все хотят сюда вновь вернуться. Так что направление очень перспективное. Но пока нам приходится преодолевать многочисленные стереотипы. - Например? - Прежде всего, за Москвой до сих пор тянется шлейф супердорогого города, ориентированного на деловой туризм. Поэтому детей из регионов частенько стараются отправить в столицу «одним днем», сэкономив на размещении. Мы вынуждены убеждать организаторов, что это совершенно не оправданно ни с точки зрения стоимости, ни, тем более, познавательности и комфорта. Ведь детям прямо с дороги предлагается очень насыщенная программа, за день они должны увидеть все самое главное в таком большом и разнообразном городе. Весь день на ногах – и потом опять в дорогу! Даже двух дней мало для столицы. Мы доказываем, что московские гостиницы дают нам сейчас очень доступные цены. В итоге сутки с размещением в отеле 3+, двухразовым питанием, хорошим автобусом, экскурсиями обойдутся не дороже 3 тыс. рублей. - Детям предлагают в Москве те же экскурсии, что и взрослым? Насколько им это интересно? - Да, «джентльменский набор» все тот же: Кремль, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени Пушкина, обзорная экскурсия по городу. Но, естественно, мы предлагаем и множество других экскурсий. За годы работы с детьми научились делать не просто познавательные, но интересные запоминающиеся программы. Например, на Ногинский хладокомбинат – здесь можно и процесс изготовления мороженого посмотреть, и купить его, свежайшее, всего за 12 рублей! Можно даже взять тортик, обложенный сухим льдом, и привезти домой в подарок. Прекрасная экскурсия на Бабаевскую шоколадную фабрику. Огромной популярностью, особенно у младших школьников, пользуется также поездка в совхоз «Московский». Вы бы видели, с какой радостью они погружаются в этот зеленый мир, наблюдают, как из семян получаются растения, как происходит посадка цветов и т.д. Для старших школьников начали недавно делать ознакомительные программы, вроде дней открытых дверей, в ведущие вузы Москвы, например, МГУ на Воробьевых горах или на какие-то отдельные интересные кафедры. Очень популярна у региональных туристов 10-12 лет новогодняя елка в Кремле. Событие недешевое, но очень пафосное, грандиозное. Впечатлений у детей бывает просто море! Большинство групповых программ составляется так, чтобы первая половина дня была познавательно насыщенной, а вторая – развлекательной, когда можно сходить в зоопарк, в музей на мастер-класс, на мюзикл, в цирк «Аквамарин». Для детей из некоторых регионов событием становится поход в «Макдональдс». И все дети с удовольствием идут в большие торговые центры, покупают домой подарки, сувениры. - Вы принимаете в основном школьные группы? - Школьные группы составляют до 80% всего объема, есть и сборные, которые обычно приезжают из регионов на каникулы. Но «Ост-Вест» занимается не только приемом. Наша компания одной из первых, еще в 1990 году, начала предлагать экскурсионные автобусные туры по Европе. Такие программы позволяют за небольшие деньги увидеть сразу несколько стран. До сих пор особенной популярностью пользуются поездки в Чехию, Францию, Италию и Германию. На выездной туризм у нас приходится сейчас более половины всего объема. Прием в Москве и ее окрестностях мы рассматриваем как исключительно перспективное направление. Но развивать его не просто. - Что конкретно мешает в Москве развивать детский туризм? - Имея большой опыт организации зарубежных поездок, мы особенно остро чувствуем недостатки внутреннего и въездного туризма в России. Конечно, это транспортные расходы – и самолет, и железная дорога обходятся очень дорого. Еще один, возможно, даже главный тормоз въездного потока в Москву – музеи. Любой музей в Европе бронировать легко и просто: захожу на сайт, ввожу логин, делаю заказ да еще скидку имею как туроператор. В России – проблема на проблеме. Скидки дают гостиницы, транспортные компании, рестораны, кто угодно, только не музеи. Кремль приходится бронировать за месяц, причем стоя в живой очереди по три дня, а вопрос бонусов даже не обсуждается. Большинство музеев объявляют какой-то один день для выкупа билетов, это настоящий кошмар и для них, и для нас: очереди, звонки, нервы. Редкие музеи идут навстречу туроператорам с большими объемами, но системы нет, а она должна быть: без системного подхода невозможно решить эту проблему. Еще все московские музеи по-своему решает проблему гидов, под каждый надо подстраиваться. Если мы говорим о развитии массового туризма в Москву, а все предпосылки к этому сегодня есть, то операторам, прежде всего, нужна четкая система взаимодействия, по крайней мере, с самыми популярными музеями. Должны быть определенные квоты, мы, естественно, хотели бы получать бонусы за большие объемы. Пока никаких подвижек в этом плане не предвидится. - К этому, видимо, стоит прибавить несовершенство законодательной базы, регулирующей детский туризм, странные нормативы и противоречивые документы. Например, понятие детской группы у РЖД одно, а с точки зрения правил дорожного движения – другое. Роспотребнадзор вводит свои понятия, регионы – свои. - Действительно, детский туризм у нас, с одной стороны, слишком зарегулирован, с другой – почти бесконтрольный. Школы считают, что тур может организовать и учитель, а по закону – только туроператор. Вообще операторы, занимающиеся детским туризмом, юридически защищены очень слабо. Я, например, поддерживаю запрет на ночные переезды детских групп, это действительно опасно, особенно на дальние расстояния зимой. Но вместе с ночными переездами запрещают и трансферы. На мой взгляд, короткие трансферы – до 3 часов пути – должны быть разрешены в любое время суток, ведь поезда и самолеты прибывают в самое разное время. Вообще проблем в детском туризме много, но я бы не назвала их катастрофическими, мы научились решать их в рабочем порядке. Вообще, детским и внутренним туризмом, на мой взгляд, заниматься очень интересно. Вижу множество перспективных тем, направлений, в нашей компании постоянно рождаются новые идеи. К сожалению, внутренний туризм не считается престижной сферой деятельности, есть проблемы с кадрами. Менеджеры предпочитают выездные направления, там все проще, а комиссия выше. Очень немногие понимают, что детский отдых – это творчество!