Каждый из примерно 250 спусков к рекам и каналам в центре Петербурга, которыми пользуются прогулочные и круизные суда, должен иметь паспорт причала или причального сооружения.
Такой вывод следует из решения Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, вступившего в силу 19 июля.
Спор пока касается лишь 10 спусков, переданных в оперативное управление городскому Агентству внешнего транспорта (АВТ, подведомственно комитету по транспорту). Но участники рынка уверены: если судебный акт устоит, это коснется всех городских спусков к воде. Причем перевозчики видят в этом как угрозу, так и новые возможности.
Паспорт для одного спуска, по мнению предпринимателей, может стоить до 30 млн рублей при необходимости переноса подводных коммуникаций, проведения положенных в таких случаях исследований дна и прочности стен набережных, приобретения и установки причального оборудования. Всего получается до 7,5 млрд — такую сумму, в теории, придетcя вложить в паспортизацию. Участники рынка полагают, что большая часть затрат ляжет на них в виде взлета ставок аренды за швартовку у этих спусков. Последнее предсказуемо ударит по ценам на билеты.
Ставшие предметом спора спуски на петербургских набережных:
— спуск № 3 Синопская наб.
— спуск № 1 Свердловская наб.
— часть спуска № 5 Арсенальная наб.
— часть сооружения Петровской наб.
— участок Дворцовой наб.
— часть сооружения Мытнинской наб.
— часть спуска № 2 Английская наб.
— часть спуска Адмиралтейской наб.
— спуск № 1 наб. реки Большая Невка
— спуск № 3 Петроградская наб.
Они включены в проект «Причалы Санкт-Петербурга», реализуемый с 2014 года в рамках программы «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга», управляются АВТ, которому владеющее всеми городскими набережными ГБУ «Мостотрест» передало их безвозмездно. В учреждении настаивают: у него нет причалов и причальных сооружений. Набережная в том числе и имеющиеся спуски к воде на ней, выступает, в глазах мостовиков, берегозащитным укреплением, а не гидротехническим сооружением.
С этим согласны и чиновники. «Мы там что, контейнеры переваливаем? Вообще трудно представить паспортизацию таких спусков. Как вы представляете себе, например, выделение разметкой или иными способами зоны посадки пассажиров, скажем, у Дворцового моста? Кто разрешит ставить в таких местах швартовочные сооружения или ограждения, необходимые для гидротехнических сооружений? Мы будем жаловаться в кассационный суд», — сказали автору статьи в комитете по транспорту.
Справедливости ради, у Дворцового моста у спусков уже много лет швартуются многочисленные прогулочные суда. Однако, как правило, швартуются они у специально оборудованных плавучих причальных сооружений, которые и имеют все необходимые документы.
Позиция Ространснадзора тоже понятна: у каждого такого участка набережной со спуском швартуются суда, на них что-то загружается, что-то выгружается, там происходит посадка-высадка пассажиров — очевидные признаки причалов, требующих отношения к себе как к гидротехническим сооружениям. Будьте любезны оформить технические паспорта.
В соответствии с ГОСТом, паспорт причала или причального сооружения является основным документом, определяющим его фактическое техническое состояние, уровень безопасности, допускаемый режим эксплуатации при использовании по назначению, а также технические решения по его ремонту или реконструкции. Паспорт причала или причального сооружения разрабатывается по результатам обследования, выполненного аккредитованной в установленном порядке специализированной организацией, имеющей необходимые лицензии и документы саморегулируемых организаций, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Тем временем постановление суда уже вступило в законную силу. И произвело впечатление на участников рынка — они не сомневаются, что Ространснадзор может превратить все спуски на городских набережных в причалы, что нокаутирует бизнес, ударив через рост ставок арендной платы по ценам на билеты.
По данным комитета по транспорту, за навигацию 2021 года участниками речных круизов стали 2,4 млн туристов, что при средней стоимости билета в 500 рублей соответствует обороту бизнеса в Петербурге в целом в 1,2 млрд. В текущем сезоне востребованность этого вида отдыха, по мнению участников рынка, возросла, но статистики пока нет. Средний билет стоит уже 800–1000 рублей, что позволяет прогнозировать годовой оборот не менее чем в 2 млрд.
По словам генерального директора круизной компании «Самсон» Дмитрия Санга, сейчас аренда частным перевозчиком у города одного спуска может стоить около 1 млн рублей в месяц, хотя четкого прейскуранта нет, потому что цена всякий раз определяется по результатам конкурса. Смелости прогнозировать рост арендных ставок после возможной паспортизации каждого такого участка набережной не хватило ни у одного из опрошенных автором участников рынка. Зато они уверены: цены на билеты повышать почти некуда.
«Если сегодня увеличить цены на билеты, скажем, до 1200 рублей, то, наверное, туристы с этим смирятся, хотя, по моим ощущениям, этого не стоит делать. Но, если поднять их до 1500 и выше, мы начнем ощутимо терять пассажиропоток. Собственно, у нас сейчас среднеевропейские расценки — прогулка по Сене в Париже стоит около 20 евро», — говорит генеральный директор ООО «Аква-Экскурс» Владимир Филиппов.
Президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Владимир Родионов не видит в происшедшем ничего удивительного: «Требование Ространснадзора, в общем-то, закономерное и обоснованное. Этот вопрос поднимался еще в 2008 году, тогда ГУИОН, «Мостотрест» и КУГИ сказали, что оно практически невыполнимо. Думаю, на текущий момент это выполнимо, но требует очень фундаментальных затрат со стороны городского бюджета».
Дмитрий Беленовский, генеральный директор круизного ООО «Драйвер» уверен: все набережные города по букве и по сути закона — гидротехнические сооружения.
«Что ж, этот ящик Пандоры кто-то должен был открыть. «Мостотрест» почему-то исторически рассматривает набережные как объекты благоустройства, а не гидротехнические сооружения — но это неправильно. Ну какое благоустройство, если там швартуются суда, садятся и высаживаются пассажиры? Но Ространснадзор вряд ли остановится на управляемых Агентством внешнего транспорта 10 спусках — любая волна начинается с маленького шевеления. И драма ждёт весь рынок. Оформление спусков в качестве гидротехнических сооружений влечет их паспортизацию, что, в свою очередь, требует оборудования каждого спуска швартовочными приспособлениями, освещением, разметкой, исследования дна на предмет наличия коммуникаций, возможный перенос их, исследование стенок набережных на максимальную допустимую нагрузку — всё вместе может перевались за 30 млн рублей для каждого. В масштабах Петербурга это огромные деньги, тем более, что почти все участки набережных со спусками под охраной КГИОП, где любые работы требуют отдельных согласований и расходов», — говорит Дмитрий Беленовский.
Георгий Кожуховский, генеральный директор ООО «Энишипс» относится к происшедшему исключительно позитивно: «Было бы замечательно, если бы все городские набережные со спусками к воде оформили как гидротехнические сооружения. Это существенным образом увеличит количество оборудованных мест швартовки и как следствие повысит безопасность морских круизов и увеличит транспортные потоки на воде».
Другие участники рынка, с которыми удалось связаться автору статьи, комментировать возможную смену статуса спусков набережных «Мостотреста» отказались, мотивируя это зависимостью — они арендуют у него спуски. Но это самое важное. Ведь большинством таких объектов управляет именно «Мостотрест», а про претензии Ространснадзора к нему пока ничего не известно. На портале «Электронное правосудие» споры между «Мостотрестом» и Ространснадзором отсутствуют, в Северо-Западном УГМРН Ространснадзора (оппонент АВТ в суде) говорить о возможных претензиях к хозяину городских набережных не стали.
Фото Сергей Коньков/«Фонтанка.ру»