«Существенное отклонение от общепринятого графика оплат» - так определили туроператоры причину произошедшего с «РоссТуром». При этом в среду днем появились первые признаки постепенного разрешения данного конфликта: одни из туроператоров, инициировавших блокировку «РоссТура», разблокировал часть личных кабинетов этой сети.
Речь идет о «Пегасе». В сложившейся ситуации эксперты отмечают, что туризм как отрасль во многом держится на доверии между игроками, а также на их договоренностях, и резкие их изменения чреваты последствиями для всех участников.
И действительно, в среду в редакцию инфогруппы «ТУРПРОМ» стали поступать звонки от различных турагентств, которые рассказали о реакции туристов на инцидент с «РоссТуром». Как оказалось, клиенты беспокоились в основном о туроператорах, заблокировавших эту сеть, а также о судьбе своих туров, забронированных через них. По их мнению, такой поступок мог сигнализировать о финансовых проблемах не только сети, но и её поставщиков. Столь нетипичная реакция туристов лишь подтверждает старую поговорку о том, что «деньги любят тишину», а значит, решение подобных проблем не стоит предавать публичности, что в век соцсетей сделать достаточно затруднительно...
Напомним, вечером во вторник центр бронирований одной из крупнейших в России сети «РоссТур» был вынужден приостановить приём новых заявок из-за невозможности выполнить новые требования по оплате заказанных туров, предъявленные туроператорами. Как пояснили в сети, компания не имеет никаких долгов, и до последнего момента процедура оплаты заявок никаких претензий у партнёров-туроператоров не вызывала: все они чётко оплачивались до момента вылета туристов. Однако в конце сентября сразу 4 крупных федеральных туроператора фактически одновременно изменили условия сотрудничества, потребовав оплачивать все туры в течение трех дней после их подтверждения. Более того, «РоссТуру» были предъявлены требования немедленной оплаты ранее подтвержденных, но ещё не начатых туров. Ссылаясь на то, что такая оплата в полном объеме в указанный срок исполнена не была, туроператоры заблокировали доступ «РоссТуру» в свои системы бронирования.
Туроператоры несколько иначе объясняют свои шаги, отмечая именно отсутствие своевременной оплаты от «РоссТура». «На прошлой неделе туроператор «Интурист» начал частично ограничивать доступ «РоссТуру» для создания новых заявок по отдельным учетным записям в связи с существенным отклонением от общепринятого графика оплат и неоднократными просьбами вернуться к нормальному темпу оплат», - прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» исполнительный директор «Интуриста» Сергей Толчин. При этом собеседник подчеркнул, что это не были «санкции» или какие-то особенные условия, касающиеся какого-то конкретного центра: для всех типов турагентств условия оплат у «Интуриста» одинаковые. «Блокировке подвергались учетные записи, где ситуация была наиболее критичной. К исходу вторника 2 октября текущей недели все коды доступа для центра бронирования были заблокированы для создания новых заявок», - добавил Сергей Толчин.
При этом руководители других агентских сетей подтвердили, что никаких массовых пересмотров условий оплаты со стороны туроператоров нет. «Со стороны сложно сказать, чем вызвана ситуация именно с «РоссТуром», и как так получилось, что его отключил даже «Пегас», более чем лояльно настроенный к турагентствам в плане получения оплаты. С другой стороны – мы все работаем на туррынке, мы все знаем специфику денежных потоков, и если уже с туроператоров срочную оплату потребуют их поставщики – например, те же отели, то каково им придется?», - прокомментировал один из экспертов.
«Сети изначально создавались для консолидирования турпотоков и получения преференций у туроператоров по сравнению с одиночными турагентствами. Преференции были разными - от повышенной комиссии до отсрочек оплаты», - прокомментировала ситуацию Наталия Осипова, глава Альянса Туристических Агентств (АТА). По ее словам, если теперь, по каким-то причинам туроператоров перестали устраивать старые договоренности, или появились опасения в нарушениях по этим договоренностям со стороны сетей, то «сторонам надо садиться за стол переговоров и вырабатывать приемлемые для всех сторон новые условия». «А изменять их в одностороннем порядке или блокировать работу сетей неправильно - это приводит не только к проблемам в бизнесе конкретных партнеров, но и негативно влияет на весь туристический рынок, снижая к нему доверие со стороны потребителей», - подчеркнула Наталия Осипова.
При этом у экспертов есть опасения, что ситуация не будет «одноразовой». «Я полагаю, что проблема в системном изменении взаимоотношений операторов и агентов на рынке по причине возникновения разных экономических обстоятельств, иногда не вполне очевидных внешним наблюдателям. Конечно, турагенты и их туристы в таких ситуациях находятся в заложниках чужих решений, им нужно проявлять осмотрительность, проверять оплату заявок у поставщиков, проверять подтверждение отелей и перевозки, но как показывает жизненный опыт сделать это не всегда возможно. В любом случае, информации по текущем «невылетам» и отменам пока нет, надо подождать развития сюжета», - резюмировал Георгий Мохов, председатель правовой комиссии РСТ, основатель юридического агентства «Персона Грата».
Фото: Турпром.ру