Спустя почти месяц после трагедии на теплоходе "Булгария", в результате которой погибли 122 человека, Минтранс представил пакет поправок,
ужесточающих требования к перевозчикам. Как и анонсировало министерство, их лишат главной "льготы" — отсутствия обязанности страховать гражданскую ответственность за причинение вреда пассажирам. Кроме того, теперь все операторы перевозок будут обязаны регистрировать сделки по аренде судов, что существенно облегчит поиск виноватых в случае трагедии, уверены в Минтрансе. Катастрофа на теплоходе "Булгария", в результате которой погибли 122 человека (спасти удалось только 79 пассажирам), произошла 10 июля на Куйбышевском водохранилище. Согласно обнародованной следственным комитетом России в пятницу предварительной версии крушения, авария была вызвана, "в частности, неисправностью двигателя, систем радиооповещения, неполным укомплектованием средствами спасения, а также превышением нормы заполнения судна пассажирами и членами команды" (201 фактически вместо положенных 156; см. "Ъ" от 6 августа).
Практически сразу после катастрофы глава Минтранса Игорь Левитин заявил о подготовке министерством ряда поправок к действующему законодательству, направленных на ужесточение правил перевозки пассажиров и ответственности предпринимателей. В частности, на встрече с премьером Владимиром Путиным 25 июля господин Левитин сообщил о необходимости введения особых условий для проведения внеплановых проверок (сейчас надзорные органы могут проверять юрлиц и индивидуальных предпринимателей один раз в три года) и введения обязательного требования по наличию системы страхования на внутренних водных путях.
Согласно опубликованному в пятницу пакету законопроектов, теперь перечень оснований для проверок предпринимателей будет расширен за счет обращений граждан и информации госорганов или СМИ о возможных нарушениях. При этом теперь для проведения внеплановой проверки надзорному органу будет достаточно в течение суток уведомить о своих намерениях прокуратуру. Кроме того, для обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях Минтранс предложил ввести систему управления безопасностью судоходных компаний, сделав ее обязательным условием осуществления перевозок. Лишает Минтранс перевозчиков и их главной "льготы" — отсутствия обязанности страховать гражданскую ответственность за причинение вреда пассажирам. Также ведомство вводит ответственность судовладельца за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу физических и юридических лиц, за ущерб от загрязнения судном окружающей среды нефтью (или другими веществами) и за нанесение вреда инфраструктуре порта или водных путей. Как пояснил Игорь Левитин, "это даст возможность перед решением компании заниматься перевозками страховать свои транспортные средства, с тем чтобы в случае гибели пассажира была компенсация семьям погибших за счет перевозчика в размере 2 млн руб.".
Меняет министерство и правила фрахтования судов: теперь все сделки по их аренде будут обязаны проходить госрегистрацию с внесением в реестр арендованных судов. "Многие перевозки пассажиров, касающиеся туристической и экскурсионной деятельности, осуществляются перевозчиком на арендованных судах,— рассказал "Ъ" представитель Минтранса.— Но большая часть подобных сделок никак не зарегистрирована, и в случае аварии найти компанию—арендатора судна бывает практически невозможно". Топ-менеджер компании—владельца судов в Москве, предоставляющей их в аренду под экскурсии или праздничные мероприятия, с сомнением отнесся к этому предложению Минтранса. "Туристические перевозки — это сезонный бизнес, по большей части компании создаются "на лето", и регистрировать сделки они, скорее всего, не будут",— добавил он.