Ей дважды отрезали голову и один раз руку, ее взрывали и топили, обливали краской и украшали секс-игрушкой. Но она все еще держится – бронзовая "Русалочка", присевшая на груде камней в гавани Копенгагена.
23 августа 1913 года был открыт один из самых знаменитых памятников в мире.
Скульптура Русалочки из сказки Ганса Христиана Андерсена невелика – рост 125 см, вес 175 кг. Датчане считают ее своим талисманом, питают к ней общенациональную любовь, но ни один памятник ни в одной стране не подвергался такому количеству нападений вандалов.
"Кого люблю, того и бью"
В полном спокойствии "Русалочка" прожила лишь первые 50 лет, и то не все. В 1961 году кто-то замазал ее голову красной краской и нарисовал на теле два предмета нижнего белья. Еще через три года была отпилена ножовкой ее голова. Голову не нашли, по гипсовому оригиналу автора скульптуры Эдварда Эриксена отлили новую. Ее тоже пытались спилить, уже в 1990-м. Получилось, но не сразу: очередная потеря головы произошла в 1998-м, но тогда же похитители ее и вернули – подкинули.
© РИА Новости / Валерий Шустов
Скульптура "Маленькая русалочка" в Копенгагене
Вандалов то вычисляли, то нет, иногда они приходили сами, как два подростка, которые каялись в том, что отрезали 40 сантиметров правой руки скульптуры не "по злобе", а в состоянии опьянения. Ее снова реставрировали – на нее снова нападали. В 2003 году дистанционным подрывом гранитного пьедестала "Русалочку" сбросило на дно залива: несчастную подняли с пробитым коленом и опять реставрировали. Да еще и переставили подальше от берега. Но датчане продолжали мучить бронзовую девушку вплоть до 2017 года, превратив в рупор общественно-политических требований.
Жертва манипуляций
Притесняют ли копенгагенских сквоттеров или убивают китов на Фарерских островах, празднуют ли феминистки 8 марта или вместе со всеми требуют освобождения из турецкой тюрьмы лидера Рабочей партии Курдистана, а тут еще глобальное потепление, опасность ядерной энергетики и мало ли что: за все отдувалась "Русалочка". Она – то в водолазной маске с трубкой, то в респираторе, то с фаллоимитатором в руке , то в хиджабе; ее красят то в зеленый, то в бело-голубой, то в ядовито-розовый цвет. И без конца что-то оттирают, поновляют, приколачивают и приваривают. Что же там осталось от памятника, поставленного в 1913 году? Не лучше ли сделать копию из антивандального материала, а то, что еще сохранилось от оригинала, перенести в музей?
CC0 / Pixabay/Freesally /
Стоунхендж
По этому поводу главный архитектор Центральных научно-реставрационных мастерских Сергей Куликов высказывается так:
"Есть вандализм или его нет – это вопрос воспитания конкретного человека и культуры общества в целом. Но и работа министерств внутренних дел: а как по-другому дурака остановишь? Во всех странах существуют соглашения между учреждениями культуры и силовыми структурами. В Италии, Испании функции надзора выполняет жандармерия. В идеале памятник должен содержать четыре признака подлинности: подлинность места, замысла, окружения и исполнения. Со временем признаки убывают, конечно, но желательно "держать" до последнего. Когда угроза памятнику очевидна и утрата неизбежна, тогда принимается решение о его замене копией".
Но оказывается, и изъятие памятника из среды, для которой он создан, не всегда гарантия безопасности. Пример – суперзнаменитый "Давид" Микеланджело.
Вандальная зависимость
В 1910 году на площади во Флоренции появилась полноразмерная копия скульптуры "Давид". Она стояла здесь во весь свой пятиметровый с лишним рост с 1504 года, пока в конце XIX века ее не перенесли в Академию искусств. Вандалы "уличного Давида" не тревожили – мрамор разрушался от времени и непогоды. После чистки от грязи, накопившейся за века, он стал сугубо музейным экспонатом под надежной защитой от природных явлений. Но не от людей. В 1991 году в Академию пришел невменяемый гражданин и давай колотить молотком по пальцам левой ноги библейского героя.
© AFP 2019 / Vincenzo Pinto
Оригинал знаменитого "Давида" Микеланджело в галерее Академии изящных искусств во Флоренции
Сходный случай был в парке и музее Виллы Боргезе в Риме. В 1980-е годы человек (который после задержания говорил, что он не человек, а "неопознанный летающий объект") крал носы статуй – понаотколачивал несколько десятков мраморных носов эпохи барокко: "для изучения".
Изучение, политический протест, акционизм – у вандалов всегда есть свое оправдание. Самый массовый и неизлечимый случай – это сентиментальные вандалы. Те, кто разрушают памятник "на память". Это из-за них едва ли не каждую ночь к Парфенону в Афинах подвозят все новые порции колотого мрамора: слишком многие туристы норовят отколупнуть на память кроху древности. Из-за них и Великая китайская стена наполовину состоит из современных кирпичей, изготовленных по древней технологии. По этой же причине появилась ограда у английского Стоунхенджа – туда с молоточками, чтобы отколоть камешек на память, приходили с конца XVIII века. На подобных "невинностях" попадаются даже весьма образованные люди. Десять лет назад пенсионерка из Германии, в прошлом учительница, была задержана в Риме с куском мрамора весом 9 кг. Она утянула его из древнеримского дома возле триумфальной арки на древней Священной дороге (Via Sacra) и убеждала полицейских, что просто хотела оставить себе что-нибудь на память об отпуске в Италии.
© РИА Новости / Владимир Родионов
Парфенон - памятник античной архитектуры, расположенный на афинском Акрополе
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik