Михаил Ушаков, директор компании «Нота Бена» и председатель комиссии по работе с объектами размещения Ассоциации содействия туристским технологиям выступил на заседании правления Российского союза туриндустрии. Тема выступления – организация взаимодействия между отелями и турагентствами с учетом новых трендов рынка, в первую очередь, «ухода» конечного потребителя в Интернет. Михаил Ушаков начал выступление, отметив, что 2009 год оказался не простым для туристической индустрии всего мира, в том числе и для российских компаний. Одна из тенденций ушедшего года — уменьшение количества клиентов у российских принимающих агентств. Российские агентства, работающие на приём, теряли в 2009 году туристов по различным причинам, в том числе и экономического характера, но большая часть клиентов была упущена из-за несогласованности действий между агентствами и другими участниками рынка, заметил г-н Ушаков. В частности он отметил, что российские отели стали гораздо интенсивнее использовать международные системы интернет-бронирования и, тем самым, стали продавать свои услуги напрямую. Также Михаил Ушаков обратил внимание участников заседания на то, что российские операторы слабо используют интернет для рекламы своих услуг, привлечения клиентов и осуществления своей деятельности — это ещё одна причина, по которой была упущена прибыль. В то время как все современные туристы используют интернет для получения информации и организации поездки — в том числе и в Россию, операторы продолжают работать по привычным для них схемам и редко используют сеть для коммуникации с реальными и потенциальными клиентами. М. Ушаков полагает, что для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, российским компаниям необходимо сформировать новый туристический продукт и активно продвигать его на рынке конечного клиента. Логично, что самый современный и удобный для этого способ — взаимодействие с помощью интернет. В 2009 году сильно обострилась проблема несогласованности действий между туристическими операторами и объектами размещения. «Российские отели совсем недавно стали осваивать интернет-пространство и использовать международные системы бронирования. Нередко случаются ситуации, когда отель отдаёт западному брокеру лучшую цену, чем та, которую он дал российскому туристическому оператору» - сообщил Михаил Ушаков. Такие «перекосы» приводят к диссонансу во взаимоотношениях между отелем и оператором, что совершенно неправильно, поскольку именно российские компании формируют туристический продукт. «Для того, чтобы работа всех участников туристического рынка была эффективна, отели должны выработать политику равенства цен для конечного клиента вне зависимости от канала продаж» - считает председатель Комиссии АСТТ по работе с объектами размещения. Западные отели и туристические операторы тоже проходили через всё то, что происходит сегодня на российском туррынке. И именно установление политики единой цены позволило и отелям, и туристическим компаниями эффективно работать без потерь прибыли. «Опыт нашей компании показал, что современная система бронирования, установленная на сайте крупного отеля с номерным фондом более 100 номеров, даёт около 20% заказов, поступающих в отель», - комментирует Михаил Ушаков. Если один из крупных западных операторов имеет возможность (по договору или просто получил лучшие цены) продавать размещение в отеле на 2 доллара дешевле, чем он стоит на сайте отеля, через 4 месяца половина заказов на этот отель поступает через этого западного брокера. То есть отель получает не напрямую 10% от всех заказов, поступающих в отель (хотя мог бы получить их напрямую через свой web-сайт). Если учесть, что комиссия западных брокеров начинается от 15%, то отель их просто теряет. Иначе говоря, убытки - от 1,5% своего оборота прибыли каждый день. Несложная арифметика, которая ещё раз подчеркивает важность политики равенства цен». Использование современной системы бронирования на собственном сайте совершенно необходимо гостинице для получения нормального объёма заявок напрямую от клиентов. Этот факт тоже обусловлен изменениями на рынке конечных клиентов — они готовы делать бронирования напрямую через сайт отеля, если цена не отличается от цен международных интернет-систем бронирования и крупных брокеров. Но система бронирования, установленная на сайте отеля, должна отвечать всем требованиям конечных клиентов: работать в режиме он-лайн, позволять бронировать различные категории комнат, предоставлять скидку тем, кто бронирует не первый раз и т. д. В последнее время на российском рынке появляется всё больше систем бронирования для сайтов отелей. Это хороший знак — значит, продукт становится востребованным на рынке и у отелей появилась возможность выбирать наиболее удобную для них систему. Завершая выступление, г-н Ушаков отметил, что российским туристическим операторам необходимо научиться создавать динамические продукты, цена на которые формируется в момент заказа исходя из той цены на отель, которая актуальна на данный момент.