Туристическая компания, созданная с участием государства, дорого обойдется налогоплательщикам, ничего не даст рынку и только создаст условия для недобросовестной конкуренции. Так оценили эксперты туррынка инициативу депутата Валерия Милонова, который предложил премьер-министру Дмитрию Медведеву учредить в России государственную туристическую компанию. Пока политики-шоумены муссируют эту идею, вытаскивая ее на свет каждый раз, когда на туррынке что-то происходит, сам рынок научился справляться с проблемными ситуациями самостоятельно.
Предложение депутата Милонова, которое он озвучил на пресс-конференции в четверг таково: создать туроператора в виде акционерного общества, 51% доли в котором принадлежало бы государству. По его мнению, это решило бы проблему, «когда проверенные и надежные, казалось бы, туроператоры внезапно объявляют себя банкротами и не могут выполнить обязательств перед путешественниками, лишая их заслуженного и честного летнего отдыха». «В стране должен быть госоператор, который может быть, предлагал бы отдых не во всех странах, но человек должен быть уверен, что получит всё, что ему обещано. Слишком много операторов-однодневок развалилось, испортив людям отпуск», - заявил Виталий Милонов. При этом депутат «привязал» сюда и имидж страны, на который, по его мнению, негативно влияют российские туристы, «застрявшие в других странах, голодающие, сидящие в холлах отелей» и сутками ожидающие вылета домой, когда о банкротстве заявляет очередная турфирма.
Помимо выполнения задачи «наши граждане должны отдыхать, как короли», по мнению Виталия Милонова, государственной турфирме желательно передоверить и въездной туризм. «Потому что очень много, например, китайских компаний, которые допускают множество нарушений», - отметил депутат.
При этом он уверен, что создание государственного туроператора не потребует от государства больших затрат. «Государство может войти в уставной капитал, точно также, как и инвесторы. Мне кажется, что они с радостью поучаствуют в проекте, потому что будут знать, что доверие на несколько голов выше, чем к большинству других туркомпаний», - уверен парламентарий.
Эксперты туррынка, впрочем, в минимальных затратах усомнились. Примечательно, что идея государственной туристической компании, мягко говоря, не нова – ее периодически поднимают минимум с 1995 года. В кризис 2014 и 2018 ее вспоминал еще один шоумен от политики – Владимир Жириновский. Однако очевидно, что идея невыгодна ни отрасли, ни государству. Госкомпании логичны в крупных и стратегически важных областях – от энергетики и тяжелой промышленности (усилить в которых государственное участие «почему-то» предложений нет) до банковского дела и строительства – отраслей значительно более проблемных, чем турбизнес.
Как считают эксперты, попытка «впихнуть» подобного «монстра» в туризм не только потребует громадных расходов налогоплательщиков, но и создаст недобросовестную конкуренцию. Между тем «плюсов» у такой идеи явно не так много. «Государству придется потратить на создание подобной компании не одну сотню миллионов в долларах, которые нужно откуда-то взять. Со стороны бизнеса такой шаг также нецелесообразен, он ничего не даст рынку, туриста от нерыночных бедствий не застрахует, и только создаст условия для недобросовестной конкуренции», - оценил инициативу депутата президент Российского Союза Туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько.
По его словам, от банкротств на рынке, конечно, никто не застрахован. «Но хочу отметить, что наших туристов, застрявших после краха туркомпаний, мы вывозили, не используя ни копейки государственных денег. Какая еще отрасль может похвалиться тем же самым», - подчеркнул Сергей Шпилько. Отметим, что туррынок не только не получал помощи – в отличие от тех же авиакомпаний, он как правило ещё и оказывался «крайним», в том числе для шоуменов от политики.
«По наши оценкам, стоит спросить избирателей, готовы ли они, чтобы на их деньги занимались подобной инициативой?», - резюмировал Сергей Шпилько.
Фото Турпром.ру