Герои на час

Арт-критик dp.ru Станислав Савицкий побывал на выставке "Новый монумент на старый постамент" о скульптурах, установленных в Петрограде сразу после Октябрьской революции.

В Музее городской скульптуры открылась выставка "Новый монумент на старый постамент". Тем, кто в нулевых следил за появлением в Петербурге новых памятников, эта небольшая экспозиция будет особенно интересна. Она посвящена скульптурам, установленным в Петрограде вскоре после Октябрьской революции.

В апреле 1918–го был издан ленинский декрет о монументальной пропаганде. Старые памятники, противоречившие идеалам молодой советской республики, подлежали замене или снятию. Им на смену пришли новые герои. Был утвержден список лиц, которых следовало прославлять: основатели марксизма, деятели Великой французской революции, демократы–разночинцы и пестрая компания писателей и художников, которых большевики считали своими.

Рублев, Сезанн, Сковорода

Генрих Гейне, обличавший пороки своей родины в парижском изгнании, был одной из культовых фигур в Советской России. В 1930–е его поэма "Германия" издавалась в трех разных переводах.

Другой кумир советского времени — автор трактата об общественном договоре и пропагандист социального равенства Жан–Жак Руссо. В одну компанию с ними неожиданно затесались Андрей Рублев, Поль Сезанн, Федор Тютчев и даже Григорий Сковорода, пикантно смотревшиеся в окружении скульптур красных металлистов и восставшего пролетариата.

Первые памятники появились уже летом–осенью 1918–го. Бюст Радищева, изображенного мужественно принимающим известие об аресте, был установлен у Зимнего дворца.

Памятник немецкому философу Фердинанду Лассалю поставили у Думы. За неимением средств скульптуры изготавливались из гипса, терракоты и дерева. Так что сохранились из них лишь единицы. Например, голова Гарибальди, выставленная в музее. Кроме нее из раннесоветских памятников есть бюст революционера Васи Алексеева. Гипсовый Лассаль, кстати говоря, так полюбился публике, что был переведен в камень, но в 1937–м году его сняли. С тех пор он исчез.

Временное и постоянное

На выставке в основном представлены фотографии петроградских и московских скульптур — и новых, и дореволюционных, которые славили прежнюю власть. Проект ориентирован на дискуссии вокруг фотоматериалов, и споры едва ли заставят себя долго ждать. Ведь левое искусство сегодня очень модно, здесь есть что обсудить, причем не только конъюнктурные сюжеты.

Например, обратите внимание на то, что даже большевики в разгар Гражданской войны вторгались в городское пространство, руководствуясь идеологией, но понимая, что текущая пропаганда — временное явление.

Памятники, появившиеся в Петербурге к 300–летию и в нулевых, случайные, но при этом не гипсовые и не деревянные. За ними не стоит идеология, их много, и, похоже, они навсегда.

Другие новости по теме «Выставки»

Октябрь 16, 2018 - 09:16

В новых залах петербургского «Экспофорума» прошла главная туристическая выставка Северо-Запада России INWETEX - CIS Travel Market 2018.

 

Октябрь 16, 2018 - 05:18

Государственный Эрмитаж и Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге доводят до вашего сведения, что 20-21 октября в рамках Года Японии в России и 15-го фестиваля «Японская осень в Санкт-Петербурге» в Эрмитажном театре состоится демонстрация искусства икэбана в исполнении мастера Сэнко Икэнобо, наследницы главы школы икэбана Икэнобо, и последующая однодневная выставка созданных на демонстрации работ.

 

Октябрь 15, 2018 - 03:10

И.О. Губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов посетил и высоко оценил экспозицию Чеченской республики на туристическом мероприятии в Экспофоруме.

 

Октябрь 11, 2018 - 23:25

11 октября в Италии открылась выставка «Век музеев. 100 шедевров императорских резиденций России. Петергоф. Царское Село. Павловск. Гатчина».