Герои на час

Арт-критик dp.ru Станислав Савицкий побывал на выставке "Новый монумент на старый постамент" о скульптурах, установленных в Петрограде сразу после Октябрьской революции.

В Музее городской скульптуры открылась выставка "Новый монумент на старый постамент". Тем, кто в нулевых следил за появлением в Петербурге новых памятников, эта небольшая экспозиция будет особенно интересна. Она посвящена скульптурам, установленным в Петрограде вскоре после Октябрьской революции.

В апреле 1918–го был издан ленинский декрет о монументальной пропаганде. Старые памятники, противоречившие идеалам молодой советской республики, подлежали замене или снятию. Им на смену пришли новые герои. Был утвержден список лиц, которых следовало прославлять: основатели марксизма, деятели Великой французской революции, демократы–разночинцы и пестрая компания писателей и художников, которых большевики считали своими.

Рублев, Сезанн, Сковорода

Генрих Гейне, обличавший пороки своей родины в парижском изгнании, был одной из культовых фигур в Советской России. В 1930–е его поэма "Германия" издавалась в трех разных переводах.

Другой кумир советского времени — автор трактата об общественном договоре и пропагандист социального равенства Жан–Жак Руссо. В одну компанию с ними неожиданно затесались Андрей Рублев, Поль Сезанн, Федор Тютчев и даже Григорий Сковорода, пикантно смотревшиеся в окружении скульптур красных металлистов и восставшего пролетариата.

Первые памятники появились уже летом–осенью 1918–го. Бюст Радищева, изображенного мужественно принимающим известие об аресте, был установлен у Зимнего дворца.

Памятник немецкому философу Фердинанду Лассалю поставили у Думы. За неимением средств скульптуры изготавливались из гипса, терракоты и дерева. Так что сохранились из них лишь единицы. Например, голова Гарибальди, выставленная в музее. Кроме нее из раннесоветских памятников есть бюст революционера Васи Алексеева. Гипсовый Лассаль, кстати говоря, так полюбился публике, что был переведен в камень, но в 1937–м году его сняли. С тех пор он исчез.

Временное и постоянное

На выставке в основном представлены фотографии петроградских и московских скульптур — и новых, и дореволюционных, которые славили прежнюю власть. Проект ориентирован на дискуссии вокруг фотоматериалов, и споры едва ли заставят себя долго ждать. Ведь левое искусство сегодня очень модно, здесь есть что обсудить, причем не только конъюнктурные сюжеты.

Например, обратите внимание на то, что даже большевики в разгар Гражданской войны вторгались в городское пространство, руководствуясь идеологией, но понимая, что текущая пропаганда — временное явление.

Памятники, появившиеся в Петербурге к 300–летию и в нулевых, случайные, но при этом не гипсовые и не деревянные. За ними не стоит идеология, их много, и, похоже, они навсегда.

Другие новости по теме «Выставки»

Январь 18, 2019 - 07:12

24 января 2019 года на площадке международного культурно-образовательного центра «Балтийский Сервис» состоится ряд мероприятий, посвященных презентации города Цзиань и его культурного, туристического и торгово-экономического потенциала.

 

Январь 18, 2019 - 06:43

В четверг, 17 января, в Хельсинки, Финляндия, на международной туристской выставке Matka Travel Fair 2019 состоялась презентация нового совместного  проекта Санкт-Петербурга и приграничных городов Финляндии «Туристический коридор Петербург-Сайма».

 

Январь 18, 2019 - 06:11

27 января, в 13:00, к 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, Блокадная тяговая подстанция «Центральная (№ 11)» (наб.р. Фонтанки, д.3а, лит. А.) откроет свои двери и покажет уникальную экспозицию «Сквозь пелену времени», подготовленную силами Большого Санкт-Петербургского государственного цирка.

 

Январь 17, 2019 - 03:31

В преддверии  75-летия со дня полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады, в Военно-медицинском музее откроется выставка, посвященная вкладу женщин – военных медков в «Ленинградскую победу».