Герои на час

Арт-критик dp.ru Станислав Савицкий побывал на выставке "Новый монумент на старый постамент" о скульптурах, установленных в Петрограде сразу после Октябрьской революции.

В Музее городской скульптуры открылась выставка "Новый монумент на старый постамент". Тем, кто в нулевых следил за появлением в Петербурге новых памятников, эта небольшая экспозиция будет особенно интересна. Она посвящена скульптурам, установленным в Петрограде вскоре после Октябрьской революции.

В апреле 1918–го был издан ленинский декрет о монументальной пропаганде. Старые памятники, противоречившие идеалам молодой советской республики, подлежали замене или снятию. Им на смену пришли новые герои. Был утвержден список лиц, которых следовало прославлять: основатели марксизма, деятели Великой французской революции, демократы–разночинцы и пестрая компания писателей и художников, которых большевики считали своими.

Рублев, Сезанн, Сковорода

Генрих Гейне, обличавший пороки своей родины в парижском изгнании, был одной из культовых фигур в Советской России. В 1930–е его поэма "Германия" издавалась в трех разных переводах.

Другой кумир советского времени — автор трактата об общественном договоре и пропагандист социального равенства Жан–Жак Руссо. В одну компанию с ними неожиданно затесались Андрей Рублев, Поль Сезанн, Федор Тютчев и даже Григорий Сковорода, пикантно смотревшиеся в окружении скульптур красных металлистов и восставшего пролетариата.

Первые памятники появились уже летом–осенью 1918–го. Бюст Радищева, изображенного мужественно принимающим известие об аресте, был установлен у Зимнего дворца.

Памятник немецкому философу Фердинанду Лассалю поставили у Думы. За неимением средств скульптуры изготавливались из гипса, терракоты и дерева. Так что сохранились из них лишь единицы. Например, голова Гарибальди, выставленная в музее. Кроме нее из раннесоветских памятников есть бюст революционера Васи Алексеева. Гипсовый Лассаль, кстати говоря, так полюбился публике, что был переведен в камень, но в 1937–м году его сняли. С тех пор он исчез.

Временное и постоянное

На выставке в основном представлены фотографии петроградских и московских скульптур — и новых, и дореволюционных, которые славили прежнюю власть. Проект ориентирован на дискуссии вокруг фотоматериалов, и споры едва ли заставят себя долго ждать. Ведь левое искусство сегодня очень модно, здесь есть что обсудить, причем не только конъюнктурные сюжеты.

Например, обратите внимание на то, что даже большевики в разгар Гражданской войны вторгались в городское пространство, руководствуясь идеологией, но понимая, что текущая пропаганда — временное явление.

Памятники, появившиеся в Петербурге к 300–летию и в нулевых, случайные, но при этом не гипсовые и не деревянные. За ними не стоит идеология, их много, и, похоже, они навсегда.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Выставки»

Март 13, 2025 - 07:00

В центре «Палата ремесел» открылась выставка живописи и графики художника Сергея Мяутова «Зензубель и северные туманы». 

 

Март 12, 2025 - 10:26

В год празднования 120-летия Даниила Хармса KGallery совместно с издательством «Вита Нова» открывает самую масштабную по числу экспонатов выставку, посвященную легендарному писателю и его современникам — «Почему, почему я лучше всех? Хармс и компания». 

 

Март 12, 2025 - 10:14

Центральный выставочный зал «Манеж» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга представляет историко-документальный проект, приуроченный к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Март 6, 2025 - 07:50

С 5 марта 2025 года в стенах Константиновского дворца представлена выставка «Царскосельские мотивы. Весенний пейзаж в творчестве В.Н. Скачкова», проходящая в рамках проекта «Россия в произведениях современных художников».