На российском рынке обостряется конкуренция в сфере бронирования путешествий онлайн. Прежде всего речь идет о сегменте отелей. И здесь активизировался не только бизнес, но и госструктуры.
По статистике, около 70 процентов всех бронирований в туристической отрасли приходится на онлайн.
Так, в середине апреля министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов анонсировал появление сервиса по поиску жилья на особо охраняемых природных территориях - аналогичного ушедшему из России "Букингу".
Санкт-Петербург обогнал другие города по числу туристов на майские праздники
Этот международный портал приостановил предоставление туруслуг в РФ 4 марта. Сейчас система не дает возможность забронировать объекты размещения внутри страны. При этом поиск и бронирование отелей за рубежом по-прежнему доступны. "Росзаповедцентр получил поручение создать альтернативу "Букингу" внутри системы ООПТ. Компания находится на регистрации в минюсте. Это дело нескольких недель", - сообщил Александр Козлов на совещании по развитию экологического туризма в России.
Создание российской системы онлайн-бронирования, только уже в сфере медицинского туризма, анонсировали и в минздраве. Замглавы департамента международного сотрудничества и связей с общественностью минздрава Андрей Гайдеров, выступая на форуме "Здравоохранение Урала", уточнил, что российский сервис будет разработан по аналогии с западными платформами.
"Чтобы найти определенную услугу, клиенту необходимо пройти свой клиентский путь. Наша задача - создать элементы информационной системы, которая бы облегчала этот процесс", - цитирует Гайдерова ТАСС.
Зарубежные сервисы, по сути, открыли для российских путешественников рынок онлайн-бронирования. На онлайн приходится 60-70 процентов заявок
В начале марта вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил Ростуризму совместно с минцифры проработать вопрос создания российского аналога "Букинга". "В России есть организации, которые занимаются оказанием подобных услуг. Необходимо масштабировать их опыт для создания отечественного сервиса интернет-бронирования отелей", - отметил замглавы кабмина. Он добавил, что цифровизация туристической отрасли России должна затронуть и удобные сервисы для путешествующих россиян. В этой ситуации на первый план выходят отечественные IT-разработки и компании, способные агрегировать всю информацию об отелях и создать удобный сервис для туристов.
Тем временем представители уже работающих российских платформ по бронированию отелей, а также других компонентов путешествий отметили, что на настройку всех процессов и подключение отелей напрямую у новых сервисов может уйти много времени. Возможно, сейчас стоило бы подумать, как поддержать уже существующих игроков федерального уровня снижением административного регулирования, налоговыми послаблениями и стимулированием конкуренции среди локальных игроков.
На российском рынке есть и нишевые площадки, которые оказывают помощь в поиске и бронировании только отелей или апартаментов, и сервисы, развивающиеся в нескольких направлениях: отели, билеты, аренда авто, экскурсии и т.д. Они позволяют путешественникам полностью спланировать свой отдых. "Мы семь лет развиваем отельное направление и собрали огромную базу гостиниц по России и всему миру - более двух миллионов объектов размещений. В России с нами работают практически все отели, и большинство - по прямому контракту", - рассказал "РГ" Денис Дроздовский, руководитель отельного направления сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip.
По словам эксперта, с приостановкой деятельности "Букинга" количество заявок на работу по прямым контрактам выросло более чем в 20 раз. "Высвободившаяся доля будет перераспределяться между существующими игроками. Путешественники смогут обращаться к уже знакомым сервисам, делая выбор в пользу тех, у кого наиболее удобный сервис, понятный интерфейс и привлекательные условия, например, в рамках внутренней программы лояльности", - полагает Денис Дроздовский.
Зарубежные сервисы, по сути, открыли для российских путешественников рынок онлайн-бронирования. Число онлайн-бронирований разнится в регионах, но около 60-70 процентов приходится именно на онлайн, и подавляющее большинство приходилось на "Букинг", отмечает Игорь Сивец, замгендиректора по развитию бизнеса Туту.ру. "У любой платформы есть свои плюсы и свои минусы, но из-за привычки людей пользоваться именно "Букингом" российским платформам сложно было изменить модель поведения и конкурировать с ним. Отсутствие возможности занять значимую долю на сложившемся рынке делало сегмент отелей наименее привлекательным для игроков в тревеле. Теперь же ситуация кардинально изменилась, освободившаяся ниша привела к конкурентной борьбе и значительному увеличению инвестиций игроков в данное направление. И мы в ближайшем будущем увидим качественный скачок отечественных сервисов по бронированию жилья", - убежден Игорь Сивец.
Он добавил, что в системе Туту.ру сейчас уже около 1,7 миллиона объектов размещения по всему миру. Количество обращений от отелей быстро растет, как и интерес со стороны путешественников. "Посещения раздела "Туту Отели" выросли примерно в 10 раз за последний месяц, а бронирования - в пять раз. Мы добавили раздел отелей в наше мультитранспортное приложение, где также можно купить билеты на поезда, самолеты и автобусы", - сообщил Игорь Сивец.
В середине апреля сервис бронирования отелей запустила и компания Ozon - старейший российский универсальный интернет-магазин.
Очевидно, что ранее сформированное поведение путешественников и привычка к онлайн-бронированию остались, несмотря на уход иностранных игроков, подчеркивают эксперты. Последние изменения дали возможности как крупным отечественным тревел-игрокам, так и новичкам войти на рынок или расшириться. Но сейчас пользователи будут опираться уже не на привычку, а смотреть на качество сервиса. "По данным наших опросов, в тройку главных потребностей пользователей в части бронирования вошли безопасность, информативность и наличие выгодных предложений. Конкуренция развернется между теми сервисами, которые смогут предложить качественные услуги именно в этих блоках. Мы прогнозируем, что конкуренция обострится в ближайшее время, но в головах людей в конечном итоге в перспективе, может быть, года останутся два-три основных сервиса, наиболее соответствующих потребностям пользователей", - говорит Игорь Сивец.
Фото (с) Российская газета