Эксперты онлайн-сервисов бронирования жилья для отдыха рассказали, как проверяют объекты и арендодателей, борются с мошенниками и о том, что изменилось после ухода Booking.com и Airbnb.
"Ещё до ухода Booking.com все участники рынка постоянно сталкивались с попытками регистрации несуществующих объектов размещения в системах бронирования", – говорит руководитель отельного направления сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip Денис Дроздовский.
По его словам, эта проблема также часто встречается у сервисов, где сделки осуществляется между физическими лицами. Особенно остро стоит вопрос с малыми средствами размещения, в частности, с апартаментами. Их физическое существование проверить значительно тяжелее, чем классический отель: на картографических сервисах они не значатся, официальных сайтов и групп в социальных сетях зачастую нет.
Даже если страницы присутствуют, невозможно убедиться, что они не были созданы специально под мошенническую операцию.
По мнению исполнительного директора национальной системы бронирования Bronevik.com Марины Гончаренко, ситуация с предоставлением недостоверных данных об объектах не нова. И не стоит заявлять о росте случаев мошенничества на платформах-агрегаторах в сфере краткосрочной аренды жилья.
Возможно, предполагает эксперт, "товарищи-мошенники сменили плацдарм работы, пересев с иностранных сервисов бронирования на российские".
Гончаренко подчеркивает, что стоит различать системы, работающие с физическими лицами-арендодателями напрямую, и нет.
"Вероятно, проблемы как раз в первом случае, по сути, любой может зарегистрировать какую-то недвижимость на платформе, – говорит Марина Гончаренко. – Проверять такой массив данных крайне сложно".
Генеральный директор российского сервиса онлайн-бронирования жилья для отдыха Суточно.ру Юрий Кузнецов солидарен с коллегой. "C уходом из России западных игроков на наш сервис пришли тысячи новых арендодателей, подавались десятки тысяч новых объявлений, из-за чего в первые недели на нашу службу поддержки действительно легла очень большая нагрузка", – вспоминает он.
По его словам, компания сталкивалась с негативом от новых арендодателей, которые долго ждали очереди модерации своего объекта. В итоге с марта численность сотрудников клиентского департамента в несколько раз.
"Наш сервис работает только с теми физическими лицами, которые обладают статусом индивидуального предпринимателя и открыто ведут свой бизнес, – рассказывает Денис Дроздовский. – Это позволяет кардинально снизить число проблем".
По его словам, сложность верификации зависит от типа объекта, региона расположения и других параметров. "Также мы можем удостовериться в физическом наличии объекта, осуществить контрольное бронирование", – говорит эксперт.
По словам Марины Гончаренко, в случае подключения к сервису арендодатель должен быть как минимум самозанятым. Есть и такое правило, если речь идет о квартирах: не менее трех объектов.
С каждым контрагентом подписывается договор, где указаны все требования к описанию объектов и гарантии ее достоверности, к удобствам, к поведению сторон в случаях перебронирования.
Также в сервисах бронирования уверяют, что всегда на связи с клиентами. "В случае каких-либо проблем при заселении гость может позвонить в нашу круглосуточную службу поддержки, где ему обязательно помогут. Либо оперативно найдут новый объект для размещения и переведут средства новому арендодателю, либо вернут предоплату", – говорит Юрий Кузнецов.
Ранее, общественная организация "Опора России" заявила о росте случаев введения в заблуждение туристов при бронировании жилья через онлайн-платформы. По словам вице-президента организации Алексея Кожевникова, серый рынок составляет в зависимости от региона 30-60 процентов. "Опора России" направила письмо агрегаторам с просьбой рассказать, проверяют ли они объявления на достоверность, есть ли у них система проверки жалоб, дают ли их платформы персональные данные сторон при возникновении споров.
Фото: Depositphotos / ArturVerkhovetskiy