В информационном центре ТАСС состоялся семинар, посвященный развитию человеческого капитала, обеспечивающего устойчивую работу сферы гостеприимства. Мероприятие, организованное городским Конгресс-бюро при Комитете по развитию туризма Санкт‑Петербурга, объединило представителей органов государственной власти, бизнеса и экспертов в сфере подготовки кадров.
Опытом Петербурга, как столицы конгрессов, поделилась Наталия Серебровская, заместитель генерального директора Конгрессно-выставочного бюро: «Человеческий капитал – это безусловная ценность для отрасли делового туризма, основа существования в том числе и самих мероприятий. Без людей - не важно онлайн или офлайн - конгрессно-выставочная деятельность существовать не сможет». По ее словам, конгрессно-выставочная отрасль в России обеспечивает 140 тыс. рабочих мест, сегодня растет спрос на квалифицированных специалистов. Увеличивается потребность в представителях таких новых профессий, как, например, 3d-дизайн, smm-продвижение, контент-менеджмент.
Людмила Колдунова, начальник отдела развития человеческого капитала Комитета по труду и занятости населения Санкт‑Петербурга, провела обзор рынка труда в сфере туризма: «Дефицит кадров существует в гостиницах и ресторанах. Требуется 1200 поваров и 500 кухонных рабочих, официантов – 170 человек, барменов – 400. Также прослеживается нехватка руководителей проектов, специалистов в сфере информационных технологий».
Необходимость модернизации системы обучения кадров отметил Александр Мусихин, председатель комитета по предпринимательству в сфере туризма Союза «Санкт‑Петербургская торгово-промышленная палата». По его словам, важно наладить обмен информацией между вузами и бизнесом, чтобы обеспечить процесс формирования и развития действительно необходимых компетенций у будущих специалистов.
Особенности взаимодействия бизнеса и образовательных организаций с целью эффективного кадрового обеспечения туристической отрасли обсудили представители учреждений высшего и среднего профессионального образования в сфере туризма.
«Бизнес сегодня сам становиться инициатором внедрения новых образовательных технологий, основанных на практическом аспекте. Сегодня реализуются механизмы обучения, предусматривающие совмещение теории и практики, сетевое взаимодействие с индустриальными партнерами, модели двойной квалификации, комплексную поддержку исследований и разработок в университетах, программы целевых проектных лабораторий для оттачивания навыков и лаборатории опережающих технологий», - рассказала Оксана Кострюкова, декан факультета сервиса, туризма и гостеприимства Санкт‑Петербургского государственного экономического университета.
Елена Васильева, директор центра международных и научных исследований и проектов СПБГЭУ отметила реализованные меры поддержки кадрового потенциала отрасли в нашем городе, такие как создание центра компетенций в сфере туризма и гостеприимства Санкт‑Петербурга с курсами повышения квалификации, разработка системы отраслевой квалификации и введение микро-сертификационных программ.
По словам Юлии Рыбаковой, руководителя Экспертного совета программы «Столица детского туризма», конкурсы мастерства помогают совершенствовать профессиональный уровень специалистов, повышать престиж профессии и отрасли в целом. Состязания вводят систему мотивации и поощрения трудовых достижений, определяют лидеров в регионе. В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» было создано 8 профессиональных конкурсов, общий охват которых превышает 3500 человек. Высказанное мнение поддержал Богдан Кондратов, руководитель конкурса «Мастера гостеприимства» платформы «Россия – страна возможностей», поделившийся опытом выявления и поддержки талантливых специалистов.
В дополнение к теме повышения квалификации кадров, Ренат Анпилогов, сооснователь и руководитель проекта «Globe4all» рассказал об опыте работы в сфере «безбарьерного туризма». Команда проекта создала цифровую платформу, которая содержит образовательные курсы по подготовке сотрудников к работе с туристами с ограниченными возможностями.
Участники дискуссии отметили, что меняющаяся структура современного туризма требует от отрасли изменений и в методах профессиональной подготовки кадров. Необходимые меры касаются прогнозирования будущих потребностей и обеспечения сотрудников для всех уровней компетенций. Вместе с этим прослеживается тенденция к автоматизации – частичной замене человека на информационные системы, компьютеры на некоторых этапах работы.