Исладндский вулкан: Форс-мажор и его последствия

Исландский вулкан с труднопроизносимым названием подверг очередному испытанию мировой авиабизнес и туризм. Как сообщают эксперты российского рынка, наши туристы и пассажиры пока реагируют на происходящее спокойно. Массовых отказов от путешествий не наблюдается. По словам генерального директора юридического агентства "Персона Грата" Георгия Мохова, звонков и от туристов, и от турагентств раздается немало, однако паники нет "Люди с пониманием относятся к ситуации, спокойно ждут ее разрешения. Туроператоры, в свою очередь, также стараются найти выход из ситуации, предлагая тем туристам, кто собирается в ближайшее время лететь в Европу или сильно нервничает, альтернативные варианты", - пояснил он. По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе, многие туроператоры с пониманием относятся к ситуации и находят возможность минимизировать потери туристов, стараясь перенести вылет на другую дату или пытаясь доставить их до места отдыха другими способами. "Так, одному из крупных операторов по Скандинавии удалось договориться с РЖД и увеличить состав до Хельсинки на один вагон, в котором поедут туристы, не вылетевшие в четверг и пятницу", - сказала она. "Авиакомпании также идут навстречу пассажирам, - сказал генеральный директор STAR Travel Борис Самарянов. - Большинство из них разрешают смену даты перелета либо возврат c полной компенсацией стоимости авиабилета, в редких случаях – разрешают только смену даты, как, например, Finnair". "Однако в целом туристы не торопятся отказываться от отдыха в тех случаях, когда вылеты запланированы на ближайшие выходные, - добавила М. Ломидзе. – Они рассчитывают, что в ближайшее время все разрешится". В то же время, десятки путешественников, которые должны были вылететь в пятницу, 16 апреля, просто не приехали в аэропорты, сообщают туроператоры. "Туристы – люди информированные, у всех под рукой Интернет, так что они полностью в курсе происходящего и просто не делают лишних движений", - пояснил Г. Мохов. "У нас практически нет отказов от билетов, люди рассчитывают, что через какое-то время ситуация нормализуется", - сказал порталу PR-директор авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал. С другой стороны, Правовая служба АТОР распространила сообщение, что согласно Статье 401 Гражданского кодекса, сложившиеся обстоятельства полностью соответствуют определению форс-мажора. «А в случае наступления форс-мажора стороны не несут никакой материальной ответственности за неисполнение своих обязательств. Таким образом, ни авиакомпании, ни туристические компании не обязаны возмещать туристам стоимость билетов», - заявили юристы Правовой службы. Однако, по словам М. Мохова, форс-мажор, или обстоятельства неодолимой силы, освобождают компании от ответственности за неисполнение обязательств перед клиентами, но не от исполнения этих обязательств. "В Воздушном кодексе четко сказано, что в случае вынужденного отказа от полета пассажиру возмещается полная стоимость его билета, - сказал он "Интерфакс-Туризму", - Нынешняя ситуация относится к вынужденной, соответственно, у пассажира есть все права отказаться от поездки и получить свои деньги обратно". Правда, как пояснил эксперт, это не значит, что, сдав билет в авиакассу, пассажир сразу - или, по крайней мере, быстро – получит свои деньги обратно. "В Кодексе предусмотрено, что выплаты осуществляются в соответствии с внутренними правилами авиакомпаний, - пояснил он. – У некоторых авиакомпаний выплата компенсаций официально производится в течение года. Кроме того, скорость выплат зависит от числа обращений. Компенсировать 10 запросов авиакомпании гораздо легче, чем 1 тыс.. В случае же с вулканом речь может идти о десятках тысяч". "Но даже если бы деньги выплачивались мгновенно, пассажирам, на мой взгляд, выгоднее оставаться на "попечении" авиакомпании", - добавил эксперт. – Если пассажир попал в авиаколлапс, то деньги его не спасут, ведь билетов на железную дорогу, скорее всего, тоже нет, а гостиницы вокруг переполнены. Лучше ждать, пока авиакомпания сама решит ваши проблемы". Кстати, как заметил М. Мохов, зарубежные пассажиры уже привыкли к различным авиационным срывам и бывают даже довольны тем, что за счет авиакомпании проведут лишние день-два в отеле в ожидании вылета, - сказал он. – Наши нервничают больше, стараются вылететь как можно быстрее". Как сказали "Интерфакс-Туризму" туроператоры, турист также может отказаться от поездки, но если отмена тура произошла не по вине компании, она не обязана компенсировать ему полную стоимость тура. Туркомпании вернут ему деньги за вычетом реально понесенных затрат, которые могут составить до 40% общей стоимости. Чаще всего клиенту предлагают замену. Скажем, в то же место, но в другие сроки, или альтернативный тур в другую страну. Если турист отказывается и требует полной компенсации, дело решается в суде. В суде же, узнав, что туристу предлагалась адекватная замена, а он отказался, такое поведение обычно рассматривают как каприз и решают дело в пользу турфирмы.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Законодательство»

Декабрь 11, 2023 - 14:44

Плеваться - нехорошо. За плевок на улице в части стран мира штрафуют. Хрестоматийный пример со штрафаии за плевки и жевачку - Сингапур.

 

Декабрь 8, 2023 - 21:26

Работодателей обязали оплачивать работникам при увольнении неиспользованные отгулы за работу в выходные -

 

Декабрь 7, 2023 - 17:34

Минэкономразвития предлагает учредить почетное звание "Заслуженный работник туризма Российской Федерации". Его включат в государственную наградную систему.

 

Декабрь 7, 2023 - 17:25

Минэкономразвития России объявило конкурсный отбор на предоставление регионам единой субсидии на туризм на 2024 год в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».