Более 350 руководителей ресторанов и отелей из разных городов собрались 27 июля на площадке отеля Sokos Hotel Palace Bridge для участия в IV Конгрессе рестораторов и отельеров Северо-Запада России. Специалисты индустрии гостеприимства обсудили итоги текущего года, рассказали о свежих тенденциях, а также поделились опытом с коллегами. В рамках ежегодного мероприятия директор СЗРО РСТ Татьяна Гаврилова очертила перспективы развития в регионе въездного туризма, который существенно влияет на ситуацию на рынке гостиниц и ресторанов. Важной частью встречи стал актуальный обзор рынка общественного питания Санкт-Петербурга, оборот которого в 2011 году достиг 50,6 млрд. рублей, что на 4,7 млрд. руб. больше, чем в предыдущем. Однако проблемы с арендой помещений и ростом арендных ставок, как считают игроки, значительно тормозят развитие рынка.
Основными событиями в отрасли стали как выход на рынок новых игроков (Hesburger, Burger King, French Point), так и расширение сетей старых (Subway, «Васаби», Killfish, «Две палочки» и т.д.). Расширяют свой бизнес «Токио Сити», Carls Junior, «Штолле». «Буше» и вовсе выходит на международный уровень. Позиционировать себя по-новому начинают «Балтийский хлеб», «Чайная ложка», «Микс» и вышеупомянутый «Буше». Кроме того, развивается использование интернет-технологий: например, дарить напитки другому столику (что называется, «от нашего стола – вашему столу») можно теперь с помощью выбора соответствующей услуги на сайте ресторана. К тому же посетители все чаще пользуются опцией онлайн-бронирования. Таковы главные события и тренды текущего года, отметил Николай Щербаков, президент Национальной Ассоциации Гостеприимства и директор НП "Академия Гостеприимства". Говоря о тенденциях и перспективах, выступающие отметили уход с рынка слабых игроков, расширение сетей за счет спальных районов и, что уже более серьезно, нехватку недвижимости для заведений общественного питания.
Цены в сфере общепита, как ожидается, вскоре поднимутся, расширится рынок доставки еды и продолжится рост популярности европейской кухни. По поводу новых законодательных инициатив, касающихся ограничения продажи алкоголя, на которые следует обратить особое внимание рестораторам и отельерам, на встрече рассказал Игорь Федотов, начальник Лицензионного управления Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. О состоянии гостиничной индустрии говорил Алексей Мусакин, директор петербургского филиала Российской гостиничной ассоциации, сопредседатель «Клуба отелей Санкт-Петербурга» и директор по северо-западному региону «Cronwell Management». Среди отмеченных им проблем оказались снижение популярности санаторного отдыха, рост роли выездного туризма относительно внутреннего и даже отсутствие собственных парковок у ряда петербургских отелей. Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга, по словам Алексея Мусакина, не может отдать часть прилегающих к гостиницам улиц под парковки – неизбежно пострадает транспортная сеть. Тем не менее, работа по решению вопроса ведется.
Еще одна проблема – отсутствие единого календаря событий в Северной столице. Дело в том, что основные мероприятия в Петербурге происходят летом в высокий сезон: это «Белые ночи», «Алые паруса», Петербургский международный экономический форум и другие события. В этот период туристам города не хватает гостиничных номеров, однако в остальное время загруженность отелей составляет лишь около 60%. О равномерном распределении событий на протяжении всего года ведутся переговоры с городскими властями, участниками рынка, потенциальными заказчиками мероприятий. Директор петербургского филиала РГА также отметил: сегодня клиент хочет одномоментно получить комплексную услугу, а не заказывать множество более мелких по отдельности. При этом цена предоставления такой услуги не должна быть чрезмерно высокой.
Избежать издержек может помочь индивидуализация, когда в стандартный, технологически выверенный и отработанный пакет добавляется толика эксклюзивности. Потребитель такой подход, бесспорно, оценит. Заметной стала возросшая конкуренция среди гостиниц. Клиент сегодня выбирает то, что проще: намного удобнее рассматривать отели с двумя-тремя ценовыми предложениями, нежели с 18-ю, отмечает Алексей Мусакин. Упор стоит делать на индивидуализации сервиса и на предоставлении услуг «бесплатно» в комплексе с сопутствующими им платными, а также на использовании новых технологий, заключает он. А вот на вопрос, ждать ли ресторанам и гостиницам туристов, отвечала директор СЗРО РСТ Татьяна Гаврилова. Она напомнила, что туризм сейчас приносит огромные доходы в бюджеты государств и что в этой сфере в мире создано более 98 млн. рабочих мест. Это в 2 раза больше количества людей, занятых в автопроме. В Санкт-Петербурге туризм успешно развивается и привлекает более 5,5 млн. туристов в год, которых город размещает в 400-ах гостиницах и более чем в 800-ах мини-отелях. Загруженность, по словам Татьяны Гавриловой, снизилась, особенно у 4-звездочных и 5-звездочных отелей, а выручка за 2010 год, по данным независимой консалтинговой компании ГЛОБАС, составила 10 113 млн., что на 810 млн. меньше 2008 года.
Интересно, что лишь 50 % этих доходов приносит размещение. Другая половина средств получена за дополнительные услуги. Что же мешает Санкт-Петербургу активно развивать туристическую отрасль? Например, появляющиеся мифы о том, что Петербург – дорогой город, когда некорректно сравниваются тарифы гостиницы сверхвысокого класса, как, например, «Гранд Отель Европа», с тарифами отелей аналогичной звездности, но менее «пафосных» и находящихся в других городах. Существует дисбаланс в соотношении цена-качество, отрицательно влияющий на увеличение количества туристов. Для решения этой проблемы предлагается совершенно новый подход – проект «Серебряное кольцо». Это не набор маршрутов, как известное «Золотое кольцо», а единый стандарт качества обслуживания, объединяющий предприятия туристского кластера на территории.
Особенно на качество обслуживания влияет состояние инфраструктуры, ведь, например, на трассах в Ленинградской области до сих пор нет приличных туалетов, а туристы просто в ужасе от заменяющих их выгребных ям, которые не соответствуют никаким санитарным нормам. Ни Комитет по туризму, ни местные власти попросту не имеют средств для улучшения ситуации, а Комитет по дорожному хозяйству вообще не готов этим заниматься. Но если объединить усилия и ресурсы перечисленных комитетов, прибавить возможности бизнеса, вопрос можно сдвинуть с мертвой точки, заключает директор СЗРО РСТ. Чтобы увеличить турпоток, Татьяна Гаврилова рекомендует искать туристов вне привычной сферы: на выставках, но не туристских, а отраслевых; размещая информацию в СМИ, но в профессиональных или общего интереса; а в рекламные туры приглашать не представителей турфирм, а руководителей крупных корпораций, сообществ по интересам. И здесь внимание путешественников снова привлекут комплексные услуги, например, сотрудничество со службой такси.
Плодотворным может стать взаимодействие отелей и современных высокотехнологичных проектов, таких как, скажем, «Карта гостя». «Наличие подобного предложения на стойке ресепшена сможет повлиять на удовлетворенность гостя обслуживанием. Я призываю Вас следить за новшествами и быть к ним открытыми», - заключила директор СЗРО РСТ. В рамках Конгресса своим опытом поделились также владельцы ресторанов и профессионалы по франчайзингу, а завершили мероприятие Летние Кулинарные Игры с участием именитых шеф-поваров Петербурга. Конгресс показал, что сегодня посетитель ресторана или гость отеля требует к своей персоне индивидуального подхода, и именно над этим необходимо работать рестораторам, отельерам и всем участникам рынка.