В международных рейтингах самых дорогих для туристов городов мира Москву часто ставят на первые места. Однако после кризиса, когда цены в отелях Москвы упали на 30-40% и до сих пор не вернулись на прежний уровень, мнение о дороговизне отелей Москвы перестало соответствовать действительности.
Об этом рассказали вчера журналистам глава Комитета по туризму и гостиничному хозяйству правительства Москвы Сергей Шпилько, генеральный директор компании «Свой ТТ» Сергей Войтович и заместитель генерального директора компании «Академсервис» Александр Курносов. По словам г-на Войтовича, компания Hogg Robinson Group недавно опубликовала рейтинг цен на гостиницы международного класса в столицах мира. В нем указано, что средняя стоимость проживания в Москве составляет $405 в сутки. «Тут возникает много вопросов: что такое гостиница международного класса? "Космос" или "Измайлово" – это международный класс? Что подразумевается под этой ценой – президентский сьют, двухместный или одноместный номер? Москву ставят на первое место в рейтинге городов с самыми дорогими гостиницами мира. Я считаю, что это не так», – подчеркнул он, уточнив, что в составе холдинга TUI, в которую входит компания, есть крупнейшая в Европе система бронирования гостиничных мест bedsonline.
В этой системе средняя цена номера без завтрака на 5-6 сентября для пятизвездочных и трехзвездочных гостиниц в Москве была самой низкой и составляла 14,7 тыс. рублей и 4,9 тыс. рублей соответственно. По стоимости четырехзвездочных гостиниц Москва занимает третье место (8,2 тыс. рублей). Интересно, что по количеству пятизвездочных гостиниц, представленных в системе, Москва отстает, например, от Лондона в три раза, четырехзвездочных – более чем четыре раза, трехзвездочных – более чем в три раза. В системе бронирования гостиниц компании «Академсервис», включающей примерно 300 московских гостиниц, стоимость турпакета для иностранного туриста на неделю составляет по Москве и Петербургу около €700. «Добавьте к этому перелет, и получится, что доля гостиничных услуг в стоимости турпакета составляет около €300-350 в неделю, то есть около €50 в сутки на человека. Туристы едут в мае-августе, когда им предлагают тарифы выходного дня для туристических групп. В том же Риме или Мадриде надо еще поискать в сезон такую цену за сутки», – заметил Александр Курносов.
Глава Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Сергей Шпилько добавил, что если рейтинги составляются по ценам пятизвездочных гостиниц, причем «от стойки» возможно, Москва и будет дорогой. «Но если учитывать все гостиницы, это не так, – сказал он. – В Москве выше, чем за рубежом, сезонные колебания загрузки, а значит, выше и разница в ценах низкого и высокого сезона. Тогда как составители рейтингов делают замеры по ценам осенью и весной, когда в Москве высокий сезон. Плюс по ценам «от стойки», а не по контрактным ценам туроператоров. А разница между ними в столице большая». По его словам, средняя цена гостиничного номера в Москве, согласно Мосгорстату, в первом полугодии 2012 года составила 4100 рублей. «Средняя стоимость номера – это фактическая цена продаж, сумма выручки от продажи номеров, поделенная на их количество. Конечно, это средняя температура по больнице. Есть люксовые гостиницы, очень дорогие, но погоды они на рынке не делают», – подчеркнул он. – Москва занимала в международных рейтингах лидирующие места по стоимости размещения в гостиницах до кризиса 2008-2009 годов. Тогда спрос если и не превышал предложение, то был очень высоким. Во время кризиса цены упали на 30-40% и до сих пор не поднялись. Если смотреть не по данным Мосгорстата, который учитывает 212 гостиниц, а в системах бронирования туроператоров, считая все гостиницы Москвы, которых в реальности более 300, то цены будут еще ниже». По данным Комитета по туризму, среди почти 100 гостиниц, которые не учитывает Мосгорстат, в основном, недорогие двухзвездочные гостиницы и хостелы. В целом 46% гостиниц Москвы – это гостиницы уровня 2-3*. Сергей Шпилько рассказал, что за первое полугодие 2012 года число международных прибытий в Москву выросло на 18,5%, до 2,44 млн. А по итогам года власти ожидают, что оно превысит пять миллионов.
«Среди них около половины – это страны СНГ, так что гастарбайтеров там больше, чем туристов. Но растет и та доля прибытий, которые могут быть зарегистрированы, как туристические. Средняя загрузка столичных гостиниц выросла на 3%, и это очень хороший показатель», – подчеркнул он. Интересно, что самый большой прирост турпотока наблюдался из Китая. В 2011 году он составил 32%, в 2012 – больше 40%. Сергей Войтович добавил, что бизнес-туризм в Москву растет быстрее, чем культурно-познавательный. По его словам, осенью и весной гостиницы загружены деловыми туристами, а летом, зимой и на выходные стоят пустые. В то же время, туроператоры, входящие в «Мостурпул» (объединение, созданное для формирования сборных тургрупп) считают, что за год, прошедший после его создания, число туристов из регионов России заметно выросло. Если раньше один туроператор мог привлечь 2-3 человек в неделю, то сейчас – 15-20. Александр Курносов подчеркнул, что у туристов стало заметно меньше претензий к качеству гостиниц. «Мы регулярно проводим опросы своих иностранных гостей. Пять-шесть лет назад лет назад главные претензии по Москве касались соотношения цены и качества сервиса в гостиницах, отсутствия информации на иностранных языках об объектах показа, загрязненности улиц, качества туалетов. Сейчас из этих вопросов остались пробки и погода, акценты сместились с гостиниц и туалетов на такие детали, как, например, удаленность парковок от объектов показа, места высадки пассажиров в аэропортах и на вокзалах. Навязчивый сервис в некоторых музеях, когда за хранение сумки взимают по 100 рублей», – рассказал он.
По данным различных опросов, 94% побывавших в Москве гостей полностью удовлетворены или скорее удовлетворены обслуживанием в отелях бизнес-класса, так как все они либо новые, либо реконструированные. Генеральный директор компании «Интерс» Татьяна Козловская напомнила, что 24 сентября в Краснодаре стартует роад-шоу «Добро пожаловать в Москву». В его рамках представители столичного тубизнеса проведут презентации туристических возможностей Москвы в 25 городах России. «Роад-шоу начнется на юге России, затем Поволжье, Сибирь и центральные регионы. «В каждом городе мы приглашаем региональные СМИ, турагентства, представителей школ, вузов, администраций. Мы хотим достучаться до конечного потребителя и показать, что Москва ждет в гости всех», – подчеркнула г-жа Козловская.