МВД решило посадить круизные компании на мель?

На фоне смягчения ограничительных мер круизные компании начинают готовиться к сезону, который, по разным оценкам, может начаться уже в июне. Их рабочий настрой неожиданно нарушило письмо из Линейного отдела МВД РФ на водном транспорте.

Письмо предупреждает об участившихся жалобах граждан на распространение некоторыми судоходными компаниями билетов на круизы в условиях действующих ограничительных мер. А это, согласно законодательству, влечет «ответственность за совершение мошеннических действий, связанных с введением в заблуждение граждан, приобретающих билеты на круизы, в том числе межрегиональные».

Российский союз туриндустрии обратился в ведомство с просьбой разъяснить свою позицию. Соответствующее письмо за подписью президента РСТ Андрея Игнатьева направлено в адрес начальника Линейного отдела МВД РФ на водном транспорте Романа Афанасьева. В нем сказано, что в условиях постепенного смягчения ограничительных мер и с учетом новых санитарных требований круизные компании готовятся к открытию навигации и там, где это не запрещено нормативно-правовыми актами субъектов РФ, реализуют турпродукты.

По мнению РСТ, деятельность организаций круизного туризма не может ассоциироваться с противоправным поведением по следующим причинам. Во-первых, реализация круизов производится официальными туроператорами, внесенными в Единый федеральный реестр. Во-вторых, круизные компании обладают материально-технической базой для оказания всех услуг, входящих в предоставляемый турпродукт. В-третьих, ограничения, вызванные распространением Covid-19, могут быть сняты в самое ближайшее время.

Очевидно, что если есть противоправные случаи, полиция обязана их расследовать. «Но выполнение правоохранительными органами своих функций не должно приводить к ограничению уставной деятельности хозяйствующих субъектов», – говорится в письме отраслевого союза.

«Письмо МВД стало для нас неожиданностью, – говорит руководитель комиссии по круизам РСТ, директор волгоградской компании «Круиз» Алексей Растегаев. – Почему мы не можем продавать путевки или формировать, например, расписание на будущий год? Кроме того, у компаний идут замены, переносы круизов и, соответственно, оплаты. Почему это вдруг расценивается как мошенническая деятельность?».

«У нас нет прямого запрета на продажи, – согласен с коллегой генеральный директор круизной компании «Гама» Дмитрий Галкин. – Мы продаем путевки и на июль, и на август, и на навигацию 2021 года».

«Мостурфлот» реализацию круизов остановил, но не потому, что их нельзя продавать. «Мы пока не понимаем, на какое время вообще можно ставить круизы, – сказала RATA-news заместитель генерального директора «Мостурфлот» Светлана Гончарова. – Поэтому сейчас продажа путевок – палка о двух концах. С одной стороны, компания получает деньги и возможность лучше подготовиться к сезону, с другой – возможно, эти туры вновь придется переносить».

Дата начала сезона, по ее словам, до сих пор неизвестна, круизные компании никто не информирует. «То ли июнь, то ли июль. Мы давно на низком старте, готовы начать в любое время, но все-таки на подготовку судна после такого простоя надо не меньше двух недель», – поясняет эксперт.

Скорее всего, правоохранительные органы опасаются, что у туристов возьмут деньги, сезон будет затягиваться, в итоге – ни денег, ни круизов, полагает Светлана Гончарова. «Но легче всего подозревать и обвинять. А как быть компаниям в ситуации такой неопределенности? Например, у нас очень востребован круиз в конце июня по Пермскому краю, и там еще есть места, но мы их не продаем, то есть теряем деньги, – заметила собеседница. – И если нам скажут о начале навигации, например, за пару дней или даже за неделю, мы все равно не успеем их реализовать. И получим дополнительные потери при нынешних колоссальных убытках».

Убытки круизных компаний особенно чувствительны, потому что большинство из них не попали в число пострадавших от пандемии и не могут рассчитывать на государственную поддержку. Правительство – для ускорения решения – определило список пострадавших отраслей по основным кодам общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), которые указаны в ЕГРЮЛ. Изначально ОКВЭД играли чисто статистическую роль и часто не совпадают с фактическими видами деятельности. Это и случилось с круизными компаниями.

«Мы – туристическая компания, но «туристический» ОКВЭД (79.11) идет у нас не основным. Первой указана деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта (50.30), – сказал RATA-news Алексей Растегаев. – Банки не обращают внимания на порядок ОКВЭД компании, и готовы с нами работать, а вот налоговые органы нас среди пострадавших не видят и никакие объяснения слышать не хотят».

К сожалению, для признания отрасли пострадавшей от пандемии выбраны чисто формальные признаки, подтверждает сооснователь компании «Инфофлот» Александр Сахаров. «Если у тебя первым стоит «неправильный» ОКВЭД, то никакие фактические атрибуты туристической деятельности, в том числе фингарантии, не спасают. До 50% круизных компаний могут иметь ОКВЭД 50.30, то есть деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта».

Минэкономразвития уже признало свой подход к этому вопросу несовершенным и 25 мая внесло на рассмотрение правительства РФ предложения о возможности уточнения до 1 июля компаниями малого и среднего бизнеса их ОКВЭД. Как ожидается, это потенциально расширит список получателей господдержки более чем на 200 тыс. субъектов МСП.

У круизных компаний есть еще одна возможность получить помощь – уже в рамках мер поддержки транспортной сферы. Хотя и здесь дело пока идет не быстрее, чем с ОКВЭД. Еще 7 мая прошло совещание у президента Путина по развитию транспорта. «Совещание было очень представительное, на нем прозвучало немало правильных инициатив, в том числе по поддержке круизных компаний. По идее, после него должны были последовать поручения президента, но пока мы ничего не слышали», – пояснил RATA-news Дмитрий Галкин.

Как сказал на совещании министр транспорта РФ Евгений Дитрих, помимо транспортных блоков, уже признанных объектами программ господдержки, в сложном положении оказались, в том числе, судоходные компании внутреннего водного транспорта. «Мы предложили их включить в перечни наиболее пострадавших отраслей, это решение сейчас согласовывается», – отметил министр.

Председатель совета директоров компании «Водоходъ» Виктор Олерский, в частности, сообщил, что суда из-за пандемии не смогли выйти в рейсы в начале навигации 2020 года, и потому выручка компании равна нулю. «Кажется странным, что речной транспорт не был включен в перечень наиболее пострадавших отраслей. Мы полагаем, что это недоразумение – по-другому не могу его назвать – должно быть устранено», – сказал г-н Олерский.

Светлана Ставцева, RATA-news

Фото: Речной альянс

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Круизы»

Ноябрь 23, 2024 - 19:38

- Стоимость билета - от шести тысяч рублей за сидячее место, от 20 тысяч в каюте и 30-35 тысяч за автомобиль в зависимости от размера транспортного средства, - рассказал директор по направлению развития морской транспортной инфраструктуры Черноморского Союза промышленников и предпринимателей Сергея Туркменян.

 

Ноябрь 16, 2024 - 17:47

Городской причал "Летняя пристань" в Кронштадте для швартовки пассажирских судов планируют организовать к следующему сезону, сообщил заместитель директора Агентства внешнего транспорта Петербурга Дмитрий Куклин.

 

Ноябрь 16, 2024 - 10:10

На Пермской судоверфи (входит в компанию Emperium, часть Sitronics Group) началось строительство круизного пассажирского судна на электродвижении проекта ТФРП 700 «Байкал» на класс Российского морского регистра судоходства (РС, Регистр). 

 

Ноябрь 15, 2024 - 10:37

Судоходные компании Петербурга в новом навигационном сезоне сумели нарастить объемы пассажироперевозок и обогнать инфляцию. Правда, опередили ее всего на 2,7 процентных пункта.