Одна из самых обсуждаемых поправок в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», принятых Госдумой в первом чтении, касается изменений в организации взаимоотношений туроператоров и турагентов. Предусматриваемые поправками правила, обязывающие розничных продавцов работать только от лица туроператора, по словам президента «Натали турс» Владимира Воробьева, вызвали в отрасли реакции от «категорически за» до «категорически против». Сам г-н Воробьев изменения одобрил и отметил, что хотя и нельзя быть абсолютно уверенным в принятии закона, «Натали турс» все же готовится к новой схеме работы.
На вчерашней встрече с журналистами г-н Воробьев обосновал свою точку зрения. В частности, он выразил несогласие с предположением АТОР, будто новая схема приведет к монополизации рынка. «Опасения, что много агентств будут выкинуты с рынка, были бы уместны, если бы туроператорский рынок был структурирован, на нем работали 10 компаний, и никто особенно не боролся за объемы. Сейчас же это далеко не так», – сказал он. Президент «Натали турс» согласился с тем, что когда агентства начнут работать от имени оператора, депозиты, которые сейчас составляют 100-150 тыс. рублей, им «покажутся ничем». На долю тех, кто не потянет возросшие финансовые вложения для работы с крупными поставщиками турпродукта «останутся нишевые туроператоры и операторы второго-третьего эшелона».
В свою очередь, поправки в закон, по мнению г-на Воробьева, приведут к положительным изменениям на агентском рынке, который находится в критическом состоянии и будут способствовать большей защите потребителей. «Туроператоры не любят об этом говорить, но всем известно, что каждый год прекращает свое существование 200-300 агентств, причем, исчезают они, как правило, с деньгами клиентов. По существующему законодательству, туроператоры в этом случае ответственность не несут, проблемы ложатся на плечи туристов». Происходит же это, как считает Владимир Воробьев, из-за низкого барьера вхождения в агентский бизнес и использования агентствами скидок в качестве главного маркетингового инструмента. «Скидки всего лишь один из инструментов, но сейчас агентства борются за клиента только с их помощью, отдавая потребителю свою комиссию. В результате им не на что развиваться, а порой и просто выживать, и они разоряются», – подытожил г-н Воробьев.
Проконтролировать же этот процесс, по словам президента «Натали турс», крайне сложно, даже несмотря на то, что операторы пытаются прописать невозможность снижения рекомендованной цены в договорах. При этом скидками увлекаются в основном небольшие агентства – и из-за недостатка ресурсов на развитие, и из-за недостатка профессионализма. Именно от них и очистится рынок. «Одна компания, занимающаяся агентским бизнесом, может без проблем отправить 5 тысяч туристов в год, соответственно, на 10-миллионный турпоток достаточно 2 тысячи агентств. В тоже время только в Казани их как минимум 800. Это проблема рынка», – заявил г-н Воробьев.
«Натали турс» придерживается системы тщательного отбора агентств. «Мы работаем на прямых договорах с 1500 компаний, это профессиональные агентства, часто лидеры в своих городах. За пять лет работы мы столкнулись только с одним случаем невыполнения своих обязательств перед клиентами», – сказал он, добавив: «Наши агентства с нами останутся. Другие же операторы, чьи продажи размазаны по огромным сетям мелкой розницы, в случае принятия закона могут столкнуться с проблемами, ведь для того, что перестроить сеть понадобиться 6-8 месяцев».
Тем не менее, оператор уже запустил программу «открытых дверей», сняв ограничения на депозит, «чтобы в преддверии периода, когда туроператоры столкнуться с выбором агентств, а агентства с выбором туроператоров, те, кто хочет работать с «Натали турс», могли это доказать».
На вопрос журналистов, нужны ли туроператорам дополнительные финансовые риски, которые они получат в случае принятия поправок, г-н Воробьев ответил, что кроме рисков, крупные игроки получат прямую связь с клиентами, необходимую для развития клиентских on-line сервисов, повышение узнаваемости бренда и лояльности к нему.