Поток автотранспорта, в том числе туристического, по направлениям «Россия – Финляндия» и «Россия – Эстония» стабильно растет последние годы.
Ограниченная пропускная способность международных автомобильных пунктов пропуска (МАПП) на территории Ленобласти приводит к тому, что в дни каникул и праздников (особенно новогодних и рождественских) сотрудники соответствующих ведомств, работники турфирм, и, главное, сами организованные туристы, обозревая очереди на границе, чувствуют себя словно в западне. Как облегчить процесс пересечения границы? Что для этого должны сделать власть и турбизнес? Ответы на эти вопросы заинтересованные стороны искали 23 октября на рабочей встрече ««Об организации прохождения границы РФ с Эстонией и Финляндией туристскими автобусами в высокий зимний сезон 2012-2013».
Организатором мероприятия выступило по инициативе своих членов Северо-Западное региональное отделение Российского союза туриндустрии. Во встрече приняли участие представители руководства Северо-Западного территориального управления Росграницы, Погрануправления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Комитета по транспортно-транзитной политике и Управления по туризму Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга, администраций муниципальных образований области. Задать вопросы официальным лицам и высказаться пришли более 25 туристических компаний, занимающихся отправкой туристов в Финляндию и Эстонию.
То, что проблема не надумана, подтвердил руководитель структурного подразделения Пограничного управления России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Дмитрий Давиденко, озвучив конкретные цифры. Через пункт пропуска «Светогорск» за 9 месяцев 2012 г. прошло свыше 750 тыс. транспортных средств (+22% к аналогичному периоду прошлого года), через «Брусничное» - почти 850 тыс. (+15%), через «Торфяновку» - 916 тыс. (+21%). Самый скромный прирост показало эстонское направление (МАПП «Ивангород») – 333 тыс. единиц транспорта (+2%). Всего же количество легковых автомобилей и туристских автобусов, пересекших за указанный период границу РФ через пункты пропуска Ленобласти, увеличилось на 18% и составило почти 2 млн. 850 тыс. Представитель погранслужбы подчеркнул, что ведомство не меньше турфирм желает по возможности сократить очереди на границе и прилагает для этого значительные усилия.
Так, установленный норматив обработки одного паспорта – 3 минуты, но у пограничников на пунктах пропуска на это уходит от 40 секунд до 1,5 минут. «Часто задержки происходят по вине самих членов тургруппы – например, если у водителя нет четкого понимания того, как организовать процесс прохода», - заметил Дмитрий Давиденко. Ещё одна распространенная проблема – наличие в группе должника, выезд за границу для которого ограничен. Пограничный контроль в любом случае не выпустит такого туриста за рубеж, а время ожидания в очереди такой казус точно увеличит. «На сайте СЗРО РСТ www.rstnw.ru в разделе «РСТ рекомендует» находится памятка Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу. Благодаря ей сотрудник турфирмы может оперативно понять, не ведется ли в отношении его клиента исполнительное производство», - напомнила директор Северо-Западного регионального отделения РСТ Татьяна Гаврилова.
Важный факт: с момента погашения задолженности должно пройти не менее 7 дней, чтобы гражданин снова получил право выезда, и никакая справка, предъявленная пограничникам, не подействует: запись централизованно удаляется из базы данных ФССП. Дмитрий Давиденко отметил, что его ведомство хотело бы видеть более активными туроператоров, которые пока не в полной мере используют возможность заблаговременно предоставлять графики движения своих туристских автобусов в СЗРО РСТ, а также напрямую звонить в подразделения пограничных служб, ответственных за организацию работы пунктов пропуска. Сделать это можно по следующим телефонам: Сосновый Бор (отвечает за Ивангород) – (8-813-69) 2-10-30; сам Ивангород (эстонское направление) – (8-813-75) 5-26-78, 5-28-78; Выборг (финское направление) – (8-813-78) 2-21-13, 9-33-67.
Заместитель руководителя СЗТУ Росграницы Владимир Панов проинформировал собравшихся о том, что на 3 января 2012 г. пришлось самое большое количество пересечений границы на выезд из Российской Федерации – через автомобильный пункт пропуска «Торфяновка» прошло 130 туристических автобусов (на въезд 76). Нужно отметить, что для некоторых МАПП Ленинградской области это, исходя из пропускной способности по паспорту пункта пропуска, равно месячной норме (Светогорск - 180 автобусов в месяц). Представитель Росграницы отметил, что слухи о закрытии в ближайшее время одного или нескольких пунктов пропуска, как и об открытии новых, совершенно беспочвенны.
Прокомментировал Владимир Панов и проходяший сейчас на МАПП «Куничина гора» (Псковская область) эксперимент по организации электронной очереди через российско-эстонскую границу. «Это пилотный проект, он основан на частно-государственном партнерстве, нормативной базы и финансирования под него в настоящий момент нет. По результатам можно будет понимать, является ли введение электронной очереди прогрессивным шагом, способным уменьшить очереди на границе», - сказал он. Но даже в случае его одобрения электронная очередь на пункте пропуска «Ивангород» появится ещё не скоро, отметила глава МО «Город Ивангород» Татьяна Шарова. Для организации процесса необходим участок земли под накопитель автобусов плюс значительные инвестиции. Оформление документов на землю и строительство займут не менее двух лет. «Идея привлекательна, потенциальные инвесторы также намечены, но реальных шагов пока не сделано», - резюмировала госпожа Шарова.
Однако оказались у неё и хорошие новости. Так, к концу 2013 - началу 2014 полноценным пешеходным пунктом пропуска станет «Парусинка». Сейчас, напомним, проходить через него с сумкой размером больше дамской запрещено. Обновленная же «Парусинка» сможет отвлечь на себя до 30% потока – в частности, местных жителей. По словам Владимира Панова, помимо электронной очереди Росграница также активно прорабатывает возможность внедрить систему по автоматическому подсчету автотранспорта перед пунктами пропуска. Данный проект разработан немецкой компанией AEK. Установка такой системы, по предварительной оценке, будет стоить порядка 50 млн. руб. Так как финансирования за счет средств федерального бюджета на этот проект не предусмотрено, то рассматривается возможность привлечения средств инвесторов в рамках частного партнерства. Представители турбизнеса также не остались в стороне от обсуждения, и выступления их опирались, в первую очередь, на непосредственный опыт пересечения границы вместе с туристскими группами.
Один из значимых поводов для недовольства – не соответствующее служебному положению поведение сотрудников различных ведомств, осуществляющих контроль на границе, или их халатность при исполнении обязанностей. Дмитрий Давиденко о проблеме оказался осведомлен: «В течение года все кабины паспортного контроля на всех пунктах пропуска Петербурга и Ленобласти будут оборудованы устройствами аудио- и видеонаблюдения. Фиксировать конфликты и определять, кто виноват, станет намного проще». Представители Погрануправления и Росграницы также порекомендовали профессионалам турбизнеса пользоваться «горячими линиями» и «телефонами доверия», номера которых размещены в пунктах пропуска (например, номер «горячей линии» пограничного ведомства указан на зеленых стикерах в правом нижнем углу на стекле кабины паспортного контроля). Это помогает не только постфактум наказывать тех, кто совершил злоупотребление, но и решать проблемы на самом МАПП в режиме реального времени. Еще одна огромная проблема для туристского транспорта – приоритетность прохождения через границу рейсовых автобусов, установленная межправительственными соглашениями.
Представители турбизнеса уверяют, что зачастую перед ними проходит по 10-15 рейсовых автобусов подряд, тогда как туристским остается лишь стоять в очереди. «Кто контролирует выпуск рейсовых автобусов?» - прозвучал сакраментальный вопрос, ответить на который в ближайшее время постарается Исполнительная дирекция СЗРО РСТ. Ещё один факт, тревожащий сотрудников турфирм, - платный участок дороги между «Куничиной горой» и Печорами в Псковской области. Тревожит не сама платность дороги, а её безальтернативность – удобного объездного пути фактически не существует, что незаконно. И это – также повод написать официальное обращение в администрацию Посковской области. Существует, конечно, и значительно число других «неприятностей» и нелогичностей при пересечении туристами государственной границы. Например, на МАПП «Ивангород» отказываются запускать следующий туристский автобус до тех пор, пока из «комнат отдыха» не выйдет последний пассажир предыдущего. Однако это, по большому счету, частности, компенсируемые во многих случаях сотрудниками пограничных ведомств, которые идут навстречу путешественникам: например, открывают для автобуса «особый коридор» через пешеходный сегмент.
Представители ведомств, присутствовавших на совещании, отметили, что готовы предлагать на пиковые туристские даты вводить особый режим несения службы. Но с условием, что будут понимать, когда должен пойти основной поток туристов. Оптимальным инструментом для этого остается предоставление графиков движения туристских автобусов в Исполнительную дирекцию Северо-Западного отделения РСТ: на праздничные даты – за 72 часа до их наступления, на Новый год – до 15 декабря включительно. Уточним: это касается и грядущих ноябрьских праздников. «За последние годы мы много сотрудничаем с официальными органами по вопросам пересечения границы туристскими автобусами, и результаты совместной деятельности видны. Но нам, турбизнесу, нужно быть вовлеченнее, в срок предоставлять списки, ставить конкретные вопросы и задачи и не вдаваться в частности, чтобы полностью выполнять взятые на себя обязательства и требовать того же от всех участников процесса», - завершил рабочую встречу председатель Правления СЗРО РСТ Леонид Флит.