Согласно данным на вечер вторника, ситуация с "Капитал Туром" остается довольно противоречивой. С одной стороны, появились сообщения о разблокировании ее арестованных счетов, с другой, компания приостанавливает отправку туристов с датой заезда после 17 октября, а это означает очередное накопление долга. Как пояснил "Интерфакс-Туризму" генеральный директор сети агентств "Горящие путевки" Сергей Агафонов, все туристы, чей вылет приходится на ближайшие даты после 17 ноября, уже предупреждены об отмене их тура. "В связи с неисполнением туроператором своих обязательств эти клиенты вправе требовать компенсации за неоказанные услуги. Те, кто купил новогодние туры, этим механизмом воспользоваться не могут, так как об отмене этих туров пока не сообщается", - сказал он. По его словам, в турагентствах этот вопрос решается индивидуально. "Большинство клиентов пишут заявления о компенсации, есть те, кто пишет заявление, но, чтобы не отказывать себе в намеченном отдыхе, покупает новый тур", - сказал С. Агафонов. "В любом случае, агентствам сейчас непросто: клиенты свои претензии высказывают агентству, а оно не виновато в том, что туроператор оказался в таком положении. Само агентство не может требовать компенсации от туроператора", - заметил он. Ситуация осложняется также тем, что компенсаций на всех туристов может не хватить. Совокупная финансовая гарантия (по трем договорам) туроператора, по данным страховой компании "Инногарант", составляет 190 млн руб. При этом, ежедневный оборот "Капитал Тура" превышает 40 млн руб. Туры компании всегда пользовались большим спросом. Например, только в одном крупном турагентстве продано туров с вылетами 17-30 ноября более, чем на 2 млн руб. Учитывая федеральный масштаб "Капитал Тура", разветвленную сеть агентств по всей стране, компенсаций на всех пострадавших, как это было уже не раз в российской туристической истории, может не хватить. Кстати, по опыту банкротства "Детур", которая была на российском рынке одним из крупнейших туроператоров по Турции, можно сказать, что компенсации с наибольшей вероятностью "доставались" тем туристам", которые подавали свои претензии в числе первых, другим – не хватало. "Капитал", между тем, по объемам заметно превосходит "Детур". Кроме того, могут возникнуть проблемы с возвращением тех туристов, которые сейчас отдыхают за рубежом. Так что, как полагают на рынке, наступило время подключаться к проблеме федеральных туристических властей. Только им под силу собрать исчерпывающую и объективную информацию о масштабах проблем "Капитал Тура". "Пока полной объективной информации обо всем происходящем у нас нет, - сказала "Интерфакс-Туризму" замминистра по спорту и туризму Надежда Назина. - Однако с главой "Капитал Тура" я неоднократно созванивалась и посоветовала компании приостановить отправку туристов во избежание дальнейших проблем. Ведь даже при благоприятном исходе на восстановление работы понадобится несколько дней". Минспорттуризма надеется, что у "Капитал Тура" не будет серьезных проблем с зарубежными отелями и размещением в них россиян. "У главы компании 20-летний опыт работы на рынке, у нее крепкие связи, и она наверняка сможет урегулировать с ними отношения. По большинству отелей у нее гарантийные договоры", - пояснила Н. Назина. В любом случае, как заметила собеседница, Минспорттуризма создает рабочую группу по "проблеме" "Капитал Тура", которая выработает конкретную позицию по ситуации и представит ее общественности.